Сочинение.
Образ кавказского пленника в русской литературе
Тема моей работы «Образ кавказского
пленника в русской литературе». Для исследования я выбрала три произведения:
поэму А.Пушкина «Кавказский пленник», рассказ Л.Толстого «Кавказский
пленник», рассказ В.Маканина «Кавказский пленный». К этой теме я
решила обратиться после прочтения рассказа Маканина «Кавказский
пленный». Я вспомнила, что мы читали рассказ «Кавказский пленник»
Толстого, и у Пушкина есть поэма с таким названием. Тема Кавказа
актуальна и в наши дни. И мы решили выяснить, как в произведениях
Пушкина, Толстого и Маканина трактуется образ кавказского пленника.
Тема предопределила цели работы:
1. провести анализ текстов художественных произведений
2. сопоставить способы и приёмы изображения главного героя
3. выделить отличительные черты кавказского пленника в каждом из
рассмотренных произведений.
Все события, случившиеся с героями
произведений, выбранных нами для исследования, происходят на Кавказе.
Это не трудно определить по названиям рассказов. Кавказ привлекает
авторов своей экзотичностью, красотой. Непростыми были отношения
России с Кавказом на протяжении XIX – XX веков. Лев Толстой сам
служил на Кавказе, материалом для рассказа послужили события из
жизни писателя и истории, услышанные им на службе. Пушкин также
был на Кавказе, там он и начал свою поэму вдохновлённый красотой
Кавказа и рассказами горцев. Маканин пишет о реальных событиях 90-х
в Чечне. Рассказ Маканина – полемика с традициями классической литературы,
это проявилось в названии произведения.
В истории русской литературы есть такие факты, когда писатели разных
эпох, направлений, эстетических позиций обращаются к одним и тем
же названиям своих произведений, например: «Кавказский пленник»
А.Пушкина и «Кавказский пленник» Л. Толстого, «Кавказский пленный»
В. Маканина.
В XIX веке Кавказ был эмблематическим пространством свободы, ничем
не ограниченного духовного движения в противовес скованному условностями
миру «цивилизации». Мы заметили, что в прозе Толстого Кавказ стал
обрастать деталями быта, подробностями взаимоотношений, мелочами
повседневности. Неизменной составляющей Кавказской темы является
горный пейзаж: «Пред ним пустынные равнины лежат зелёной пеленой;
Там холмов тянутся грядой однообразные вершины... » - писал Пушкин
«Кавказский пленник» романтическая поэма Пушкина, написанная во
время южной ссылки. Автор поставил перед собой цель воспроизвести
характер молодого человека своего времени, неудовлетворенного действительностью
и охваченного жаждой свободы. В романтической поэме эпическая линия
(Кавказ, экзотическая жизнь горцев, приход русских завоевателей)
переплетается с лирической (любовь пленного русского и черкешенки).
Впервые Пушкин изображает романтического героя-современника. Автор
не указывает ни имени героя, ни его прошлого, но немного о герое
мы можем узнать по намёкам и недосказаниям. Герой поэмы жестоко
разочарован. Он отправился на Кавказ — край сильных и свободолюбивых
людей — обрести такую желанную и необходимую ему свободу духа, а
попал в плен.
«Кавказский пленник» Толстого - рассказ-быль. Жилин попадает в плен
к иноверцам на вполне законных основаниях. Он противник, воин, по
обычаям горцев его можно взять в плен и получить за него выкуп.
Главный герой – Жилин, его характер соответствует фамилии. Следовательно,
делаем вывод: он крепкий, стойкий, жилистый. У него золотые руки,
в плену он помогал горцам, чинил что-то, к нему даже лечиться приходили.
Имени автор не указывает, лишь то, что его называют Иваном, но так
называли всех русских пленников.
У Маканина главный герой – Рубахин. Фамилия, как и у Толстого говорящая,
соответствующая характеру героя: рубаха-парень. Анализируя рассказ,
мы видим, что Рубахин находится в постоянном состоянии войны, не
только реальной, но и душевной. Он настолько привык к этому состоянию,
что уже не в силах из него выбраться. Отслуживший свое, все время
собирается навсегда уехать домой в «степь за Доном», и каждый раз
остаётся на Кавказе, хочет понять, что же красота гор хотела ему
сказать, «зачем окликала»? Его имени мы тоже не знаем.
Маканин интересно обыгрывает название рассказа «Кавказский пленный»
а не пленник. По словарю С.И.Ожегова лексическое значение слова
«пленный»– взятый в плен, находящийся в плену. «Пленник» – тот,
кто пленён кем-чем-либо. В рассказе пленён не только юноша, но и
главный герой пленён красотой гор: «который год бередит ему сердце
их величавость, немая торжественность»
Как пленники сумели сбежать?
Благодаря любви молодой черкешенки, герой Пушкина получает возможность
обрести свободу. «Ты волен,— дева говорит,— беги». Из-за безответной
любви гибнет «дева гор».
Жилину помогла горская девочка Дина, с которой они подружились.
В обоих случаях сыграли роль человеческие чувства: любовь, дружба,
сострадание, а также красота человеческой души, доброта.
Проанализировав взаимоотношения героев произведений, мы можем отметить
следующее. У Маканина Рубахин и Вовка-стрелок товарищи по службе,
но кавказский юноша вызывает смутные и непонятные для Рубахина переживания.
Его первая реакция на внешность юноши: «лицо удивило». Главный герой
только потом понимает почему. Он был очень красив, что было странно:
боевики всегда ценили мужественность и жестокость, и такого красавца
в свой отряд не взяли бы. В конце Рубахин убивает пленного ради
своего спасения.
Сопоставляя героев рассказов, мы видим: толстовский герой хороший
товарищ. Он не бросает Костылина в беде, хотя именно из-за него
они и попали в плен. Жилин стал симпатичен всему аулу, кроме старика,
который ненавидел русских.
У Пушкина герой негативно относится к горцам, и не отвечает на любовь
черкешенки, его сердце уже не способно любить.
Таким образом, мы выяснили, что авторы не указывают имён героев,
что герои Маканина и Толстого служат на Кавказе, а Пушкинский герой
отправился на Кавказ в поисках свободы. У Пушкина и Толстого герои
попадают в плен и выбираются из него, а у Маканина герой взял в
плен юношу с целью обмена.
Во всех рассмотренных произведениях тема истинных и ложных ценностей,
истинной красоты. Красота, не только гор, но и человека. У Пушкина
и Толстого это красота души, поступков, человеческих чувств, а у
Маканина внешняя, красота пленного, и пугающая солдат красота местного
пейзажа. «Серые замшелые ущелья. Бедные и грязноватые домишки горцев,
слепившиеся, как птичьи гнёзда. Но всё-таки – горы?! Там и тут теснятся
их жёлтые от солнца вершины. Горы. Горы. Горы. Который год бередит
ему сердце их величавость, немая торжественность..." В «Кавказском
пленном» постоянно присутствует фраза Достоевского – «красота спасёт
мир», но в рассказе она «не успела спасти».
Пушкинский герой – романтический. Толстовский хороший друг и товарищ,
а Маканинский солдат, устал от войны, но никак не может уехать домой.
Мы провели анализ текстов, способов изображения главного героя и
выделили отличительные черты кавказских пленников.