Теремок - детские игры
               
 
 

 

 

 

Сочинения и вопросы по литературе

1. В рассказах А.П. Платонова "Никита" и "Цветок на земле" передано восприятие мира ребёнком. Есть ли что-то общее у маленьких героев? Расскажите.

У обоих героев похожая судьба, отцы на фронте, а матери работают в поле до поздна. Это дети войны. Главные герои произведений мальчики Афоня и Никита вызывают большие симпатии. Привлекают доброта, заботливость, любознательность и пытливость мальчиков, желание дойти «до самой сути» явлений, докопаться до ответа на интересующие их вопросы.

2. Что сумел понять Афоня из объяснений дедушки?

Афоня узнал о бессмертии человеческой жизни. Человек, так же как безымянный цветок «из смерти работает жизнь». B этом и заключено основное нравственное содержание рассказа, центральная мысль писателя: «Афоня задумался среди трав и цветов. Он сам, как цветок, тоже захотел теперь делать из смерти жизнь; он думал о том, как рождаются из сыпучего скучного песка голубые, красные, желтые счастливые цветы, поднявшие к небу добрые лица и дышащие истым духом в белый свет».

3. В чём смысл названия рассказа "Цветок на земле"? В каких словах произведения этот смысл раскрывается наиболее полно?

Показывая своему внуку голубой цветок, растущий не из земли, а из мелкого песка, Тит даёт ему ценнейший урок: «Цветок этот — самый святой труженик, он из смерти работает жизнь».

4. Какие художественные средства использует писатель в рассказе?

Метафоры:
Глаза жмурятся, глаза смежать, они (глаза) выцвели

на дворе солнце горит

Слёзы плачут,

Часы – ходики сами уморились и хотели уснуть

Дед не спит и глядит глазами (смотрит)

Олицетворения:

Пойдём белый свет пытать

Мёртвый песок,

(у цветов) поднявшие добрые лица

Он (цветок) из смерти работает жизнь, мёртвую… землю обращает в живое тело

Сравнения: Кожа на них (руках) стала как кора на дереве; (Афоня) сам, как цветок,..

Эпитеты:

Толстые чёрные жилы (о руках деда)

Мёртвую чёрную сыпучую землю (цветок обращает в живое тело), пахнет чистым духом (от цветка), белый свет

5. В чём проявляется отношение автора к происходящему и героям? Дайте развёрнутый ответ.

Автор будто бы поэтапно изображает, как протекают часы жизни ребёнка, отец которого находится на войне, а мать «с утра до вечера работает в колхозе на молочной ферме». Создаётся ощущение, что повествование ведётся от лица самого мальчика, так правдиво и простодушно описана жизненная ситуация.

У автора образ Афони вызывает большие симпатии. Привлекает любознательность и пытливость мальчика, его желание дойти «до самой сути» явлений, докопаться до ответа на интересующие его вопросы. Афоня очень добр - это проявляется в его отношении к деду - он уважает его мудрость, заботится о нем, мечтает о том, что, когда вырастет, вернет жизнь дедушке, сделает его бессмертным. Неслучайно писатель наделяет своего маленького героя таким именем. Имя Афоня - "бессмертный"

В своём произведении «Цветок на земле» А. Платонов раскрывае такие проблемы, как забота к близким и милосердие, противопоставление жизни и смерти, а также роль труда в становлении личности. На примере доброго, простодушного и любознательного Афони писатель показывает, каким должен быть настоящий человек.

6. Выпишите из текста рассказа "Цветок на земле" просторечные слова и выражения, необычные по строю и звучанию сочетания слов и предложений. Объясните, с какой целью они употребляются. Сформулируйте вывод о своеобразии художественного языка рассказа.

Нынче на свет буду смотреть, (о цветах) они тебе ничего не сказывали..

папы нету, «ты опомнился» (проснулся), знаю про всё, надо у них (у цветов) допытаться;

Нынче утром, смотрел через окно. Эти руки земли много испахали

7. В чём, как вы думаете, проявляется незримое присутствие войны в рассказах А. Платонова "Никита" и "Цветок на земле"?

Хотя А. Платонов в рассказах не описывает военные действия, но война всё же незримо присутствует, как тень смерти, как угроза, символ зла и горя. В рассказе "Никита" присутствие войны проявляется через несколько признаков. Первый - маленький мальчик остаётся дома один постоянно, потому что женщины в то время были единственными работниками, за исключением ещё только стариков и взрослых детей. Второй - на улице никого, потому что всё работоспособное население в поле. Третий - отца Никиты нет дома: он на войне; в конце рассказа отец возвращается к своей семье и начинает поправлять пришедшее в запустение своё домашнее хозяйство.
У Афони отца не было, так как он ушел на фронт и не вернулся. Платонов пишет: "Каждый день мать ожидала, что отец вернется, а его не было и нет". Но Афоня и мать продолжают ждать, а дед уговаривает мальчика собрать лекарственные травы для раненных бойцов. "Отец-то твой ведь на войне; вдруг поранят его, или он от болезни ослабнет, вот его и полечат лекарством. "

8. Рассмотрите репродукцию картины А.А. Пластова "Сенокос" (цветная вклейка). Что сближает эту картину с рассказом А.П. Платонова "Цветок на земле"?

Картина "Сенокос" была написана художником летом 1945 года. Страна возвращалась к мирной жизни, тяжело поднимаясь из руин. Война незримо присутствует на полотне: косят только старики, женщины, подростки. Мужчины ещё не вернулись с фронта. Однако картина полна оптимистического звучания и воспринимается как гимн всепобеждающей силе жизни, гимн свободному труду. Многое сближает произведение живописи с рассказом А. П. Платонова «Цветок на земле»: отец Афони на войне, мать ушла работать. Афоня по совету деда Тита собирает жёлтые цветы, чтобы отец на войне «не болел от ран».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

почта