Теремок - детские игры
               
 
 

 

 

 

Сочинения и вопросы по литературе

1. Объясните значение данных слов и выражений: колядовать, парубок, волость, бричка, заниматься малеванием, покалякать, жеманиться, кокетка, франт, кожух, цирюльник, тирански, знахарь, кочерга, спесиво, шинок, заседатель, смушки, миряне, тавлинка, кныш, капелюхи, сотник. В случае затруднений обращайтесь к словарю.

колядовать - ходить по домам с пением колядок;
парубок - парень;
волость - область;
бричка - лёгкая повозка для перевозки пассажиров;
заниматься малеванием - заниматься рисованием;
покалякать - поговорить;
жеманиться - вести себя неестественно; манерничать;
кокетка - женщина, или мужчина стремящаяся нравиться и привлекать внимание мужчин своей внешностью и манерами;
франт - нарядно одетый человек, щеголь, модник;
кожух - верхняя одежда из кожи; овчинный тулуп;
цирюльник - парикмахер;
тирански - жестоко;
знахарь - лекарь, применяющий травы, заговоры;
кочерга - инструмент из железа или другого огнестойкого материала. Используется для выгребания углей, перемещения дров в горящем камине или печи;
спесиво - высокомерно;
шинок - питейное заведение, корчма;
заседатель - выборный депутат, представитель от населения или от сословия в каком-нибудь учреждении, ведомстве;
смушки - шкурка новорожденного ягненка некоторых ценных пород;
миряне - верующие православной церкви, не облаченные духовным саном; это основная масса верующих, которые называются паствой, прихожанами;
тавлинка - плоская табакерка из бересты;
кныш - характерный для белорусской и украинской кухни небольшой круглый пирожок;
капелюхи - шапка с ушами,
сотник - командир военного подразделения («сотни»).

2. Прочитайте следующие цитаты, объясните значение выделенных слов.

"Проговоривши это, кузнец принялся снова бежать с мешком на спине. - Он повредился! - говорили парубки".

"Чёрт всплеснул руками и начал от радости галопировать на шее кузнеца".

"Так же как и её муж, она почти никогда не сидела дома и почти весь день пресмыкалась у кумушек и зажиточных старух..."

"Так кузнец утонул! Боже ты мой, а какой важный живописец был!"

Он повредился! - сошел с ума

галопировать - скакать

пресмыкалась - угодничать, унижаться

важный - отличный, хороший

3. В следующем фрагменте отметьте средства художественной выразительности. С какой целью они употреблены?

"Последующий день перед Рождеством прошёл. Зимняя, ясная ночь наступила. Глянули звёзды. Месяц величаво поднялся на небо посветить добрым людям и всему миру, чтобы всем было весело колядовать и славить Христа. Морозило сильнее, чем с утра; но зато так было тихо, что скрып мороза под сапогом слышался за полверсты. Еще ни одна толпа парубков не показывалась под окнами хат; месяц один только заглядывал в них украдкою, как бы вызывая принаряживавшихся девушек выбежать скорее на скрыпучий снег. Тут через трубу одной хаты клубами повалился дым и пошел тучею по небу, и вместе с дымом поднялась ведьма верхом на метле."

Олицетворения позволяют представить мир природы живым, подобным миру человека: «Месяц величаво поднялся в небо. Месяц один только заглядывал в них украдкою.

ясная ночь - эпитет;
глянули звезды - олицетворение;
месяц величаво поднялся - метафора;
месяц заглядывал украдкой - олицетворение;
дым пошел тучею по небу - олицетворение;

Средства художественной выразительности употреблены для описания красоты ночи перед Рождеством.

4. Выпишите из текста повести примеры афористической речи.

«Чего тебе еще хочется? Ему когда мед, так и ложка нужна! Поди прочь, у тебя руки жестче железа. Да и сам ты пахнешь дымом. Я думаю, меня всю обмарал сажею».

«Моя жинка купила прошлый год на ярмарке кочергу, дала пивкопы, – та ничего... не больно».

"Тому не нужно далеко ходить, у кого черт за плечами".

"Ей я столько же дорог, как перержавевшая подкова."

"Дай Боже тебе всего, добра всякого в довольствии, хлеба в пропорции!"

5. Найдите отрывок от слов: "Кумова жена была такого рода сокровище..." до слов: "... будет проходить мимо кумова огорода и выдерет любую из его плетня". Назовите приёмы, придающие тексту особую художественную выразительность.

"Кумова жена была такого рода сокровище, каких немало на белом свете. Так же как и ее муж, она почти никогда не сидела дома и почти весь день пресмыкалась у кумушек и зажиточных старух, хвалила и ела с большим аппетитом и дралась только по утрам с своим мужем, потому что в это только время и видела его иногда. Хата их была вдвое старее шаровар волостного писаря, крыша в некоторых местах была без соломы. Плетня видны были одни остатки, потому что всякий выходивший из дому никогда не брал палки для собак, в надежде, что будет проходить мимо кумова огорода и выдернет любую из его плетня."

Чтобы придать тексту художественную выразительность автор использует афористическую речь, а так же:

жена была такого рода сокровище - метафора
белый свет - эпитет
хата вдвое старее шаровар - сравнение

6. Выпишите из текста повести слова и словосочетания, передающие колорит народной речи.

Слова: парубок, волость, покалякать, заниматься малеванием.

"Да, парубки, вам ли чета я? вы поглядите на меня".
"Чего тебе еще хочется? Ему когда мед, так и ложка нужна! Поди прочь, у тебя руки жестче, железа. Да и сам ты пахнешь дымом. Я думаю, меня всю обмарал сажею".
"Я тебе достану такие черевики, какие редкая панночка носит"
Свечей к иконам чудотворца и божией матери, грешен, не обмалевал за мирскими делами.
Все добро, какое найдется в моей скрыне, на церковь!
"Мешки? а с чем мешки, с книшами или паляницами?"
"Куда ж мы понесем его? в шинок?" спросил дорогою ткач.
"Моя жинка купила прошлый год на ярмарке кочергу; дала пивкопы, та ничего... не больно..."
"Здравствуйте, панове! помогай бог вам! вот где увиделись!" сказал кузнец, подошедши близко и отвесивши поклон до земли.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

почта