Теремок - детские игры
               
 
 

 

 

 

Сочинения и вопросы по литературе

1. Как вы понимаете слова и выражения: нынешнее племя; зимние квартиры; у наших ушки на макушке; уж постоим мы головою за родину свою; рожден был хватом; ломить стеною; слуга царю, отец солдатам?

нынешнее племя - современное поколение;

зимние квартиры - место расположения временного расквартирования воинской части; казармы для проживания солдат в зимнее время;

у наших ушки на макушке - прислушиваться, внимательно слушать

уж постоим мы головою за родину свою - готовы отдать жизнь за Родину;

рожден был хватом - удалой, ловкий, бойкий;

ломить стеною - идти на пролом;

слуга царю, отец солдатам - служил отечсту и царю верой и правдой и заботился о солдатах, как отец;

2. Какое значение имеют слова: басурманы, мусью, заутра? Назовите слово с отрицательной окраской.

басурманы - неправославные, иноверецы, иноземецы, недоброжелательи,варвары. Употребляется как порицающее или бранное слово.

мусью - это такое ироническое искаженное обращение к французу, вежливое к нему обращение (в свою очередь, тоже, что и "господин"/"месье").

заутра - завтра утром.

Слово с отрицательной окраской - басурман.

3. Какие черты устного народного творчества можно найти в стихотворении "Бородино"?

В произведении М.Ю. Лермонтова "Бородино" присутствуют черты устного народного творчества - простонародная речь, например: "тут как тут", "ушки на макушке", "что толку в этакой безделке", "мусью". Использование такой просторечной лексики создает народный образ рассказчика и, к тому же, подчеркивает народный характер войны с Наполеоном.

4. В стихотворении происходит своеобразный диалог старого и молодого солдата. Найдите в словаре и выпишите значения слов диалог и монолог. Зачитайте примеры диалогической речи. Обратите внимание на то, как часто в разговор со старым солдатом вступает солдат молодой.

Диалог - обмен репликами, сообщениями, живой речью двух или более лиц.

Монолог - речь одного из литературных героев, обращенная либо к себе, либо к окружающим, либо к публике, обособленная от реплик других героев, имеющая самостоятельное значение.

Пример диалогической речи:
Москва, спаленная пожаром,
Французу отдана?
Ведь были ж схватки боевые,
Да, говорят, еще какие!
Недаром помнит вся Россия
Про день Бородина!
— Да, были люди в наше время,
Не то, что нынешнее племя:
Богатыри — не вы!
Плохая им досталась доля:
Немногие вернулись с поля...
Не будь на то господня воля,
Не отдали б Москвы!

Молодой солдат вступает в разговор со старым солдатом в начале произведения.

5. Всё стихотворение - это рассказ старого солдата о Бородинском сражении, т.е. воспоминания. Подумайте, почему М.Ю. Лермонтов предоставляет слово солдату - участнику Отечественной войны 1812 года.

Для достоверности, непринуждённости, доверительности.

Рассказ из уст старого солдата, участвовавшего в событии, звучит более достоверно. Этим Лермонтов показывает народный взгляд на войну, отношение самих героев к тому, что происходило. Герой этого стихотворения — не столько отдельная личность, сколько все участники Бородинской битвы. Он выступает от лица русского народа.
Участник - обычный солдат, речь которого простодушна, но в тоже время сильна и полна поэзии. Образ рассказчика - это воплощение национального русского характера.
Этим Лермонтов показывает народный взгляд на войну, отношение самих героев к тому, что происходило. Ведь солдат говорит о бое, в котором сам принимал участие. используются также просторечия. А самое главное то, что автор позволяет увидеть войну глазами самого солдата, а не «взгляд со стороны» лирический герой восхищается своими сослуживцами, гордится тем поколением.

Далее>>

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

почта