Теремок - детские игры
               
 
 

 

 

 

Сочинения и вопросы по литературе

1. О чём эта сказка? Кто её герои? К каким сказкам она относится (сказкам о животных, волшебным, бытовым)? Каковы её особенности?

Сюжет сказки повествует о трех сыновьях, которые выбирают себе жен. Младшему сыну выпадает жениться не на девушке, а на лягушке, которая впоследствии оказывается заколдованной Василисой Прекрасной. Узнав о способностях Царевны-Лягушки Иван Царевич решил избавиться от лягушачьей шкурки, но это приводит к тому, что Иван отправляется на поиски жены, которая попадает к Кощею Бессмертному. Справившись со всеми трудностями, Иван одерживает победу.

Сказка относится к волшебным, так как в сюжете сказки присутствуют элементы превращения человека в животное и наоборот.

2. Как оценивал царь работу невесток? Как вы понимаете эти оценки?

Царь решил проверить, какие жёны достались сыновьям и велел каждой, сшить по рубашке, испечь по хлебу и на пиру себя показать. Рукоделие царь оценил по-достоинству: рубашку от жены старшего сына-"в черной избе носить.",среднего-" только, в баню ходить",а от лягушки рубашка-"в праздник её надевать 'Хлеба двух старших жён, ,царь отослал в людскую, а от Василисы премудрой - "Вот это хлеб, только, в праздник его, есть. "Царь признал, что старшие жёны и рукодельницы никудышные, и хозяйки нерадивые, а жена Ивана-царевича .всем хороша: и умением, и красотой, и мудростью, и потешить народ танцем умеет.

Этим преувеличением подчеркивается искусство Василисы Премудрой, которое удивляет царевича и заслуживает высокой оценки царя. Указание на превосходство лягушки над снохами крайне необходимо: высмеянная Иванова «неровня» оказывается достойнее, умнее боярыни и купеческой дочери.

3. Чем отличается Царевна-Лягушка от других невесток? Почему её называют премудрой?

Царевна-Лягушка – добрая, заботливая, мудрая, трудолюбивая. В сказке описываются не только привлекательная внешность героини, но и ее необычные способности.

Невестки предстают как завистливые, коварные , злые, ленивые.

Премудрой её начинают называть тогда, когда героиня начинает работать. Сказка оценивает мастерство как мудрость. В уменье мастерски работать подчеркивается высокое превосходство и ценность человека.

4. Кто помогает Ивану-Царевичу найти Василису Премудрую?

Медведь, селезень, заяц, щука

5. Найдите в сказке фрагменты, которые читаются ритмично, как стихотворение, и подумайте, зачем они введены в сказку. Например: "Махнула левым рукавом - стало озеро, махнула правым - поплыли по озеру белые лебеди..."

«Взяла она частые решета, мелкие сита, просеяла муку пшеничную, замесила тесто белое, испекла каравай рыхлый да мягкий». «Где кольнет иглой раз – цветок зацветет, где кольнет другой раз – хитрые узоры идут, где кольнет третий – птицы летят»?

Эти строки звучат как стихотворение. Крестьянской работе свойственна ритмичность и строгая последовательность. В сказке дано реальное описание труда, характерного для русского народа и его быта.

6. Обратите внимание на то, как начинается и завершается сказка. Есть ли у неё присказка, зачин, концовка? Есть ли повторы, эпитеты, гиперболы и какую роль они выполняют?

Присказка — отсутствует.
Зачин — развернутый .
«В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь, и было у него три сына. Младшего звали Иван-царевич».
Нарушение запрета — Иван-Царевич нарушил запрет, он сжег лягушиную кожу, что повлияло на дальнейшую его судьбу.
«Иван-царевич улучил минутку и побежал домой. Разыскал лягушечью кожу и спалил ее на огне».
Многократное троичное повторение — присутствует в сказке, и таким образам развивает сюжет, вносит интригу и украшает речь.
«Два дня ходил он по лесам и по горам, а на третий день зашел в топкое болото».
«Если бы ты еще три дня подождал, я бы вечно твоею была. А теперь прощай, ищи меня за тридевять земель, за тридевять морей, в тридесятом царстве, в подсолнечном государстве, у Кощея Бессмертного. Как три пары железных сапог износишь, как три железных хлеба изгрызешь — только тогда и разыщешь меня».
Концовка - простая.
«И стали они жить дружно, в любви и согласии».

Язык сказки:
Встречаются эпитеты:
«буйну голову», «красных девушек», «столы дубовые», «скатерти узорчатые», «скатерти браные», «чистое поле», «месяц ясный», «синее море», «добрый молодец», «горькими слезами», « живая вода», «тугие луки».
Сказочные формулы:
«Диву дался», «узорами мудреными», «ни в сказке сказать, ни пером описать»
.

7. Можно ли считать незаслуженно забытыми слова: тужить, кручиниться, слово мудрёное, молвить, дивиться, снарядиться? Подберите к ним синонимы.

Кручиниться – горевать, печалиться

Тужить – горевать, тосковать, печалиться

Мудреный – загадочный, непонятный, трудный, замысловатый

Молвить – говорить, сказывать

Дивиться – удивляться, поражаться чему-либо

Снарядиться – запастись всем необходимым при отправлении куда-нибудь .

8. Почему сказка называется "Царевна-лягушка"?

В образе лягушки нашла отражение мечта народа об идеальной героине, умной, скромной, трудолюбивой, способной победить силы зла, сотворить новый счастливый и справедливый мир.

9. Известно, что сказка "Царевна-Лягушка" имеет 24 варианта. Один из лучших вариантов включён в вашу хрестоматию. Знаете ли вы другие варианты? Какая между ними разница?

1. В разлинчных вариантах сказки "Царевна-Лягушка" отличаются присказки, концовки. Но какими бы разными они ни были, все они достигают своих целей: присказки показывают мастерство сказочника, готовят к слушанию сказки, пробуждают интерес к ней; концовки же остроумно завершают сказки, создают счастливый конец.

Варианты присказок: "В некотором царстве, в некотором государстве жил да был царь с царицей; у них было три сына, удальцы такие, что ни в сказке сказать, ни пером описать." "Давным-давно жил был царь. Было у него три сына." "В стары годы, в старопрежни, у одного царя было три сына — все они на возрасте." "В старые годы у одного царя было три сына."

Варианты концовок: "После того они жили вместе и долго и счастливо." "все обрадовались, стали жить да быть да животы наживать — на славу всем людям", "… и жили долго и счастливо до глубокой старости", "И стали они жить дружно, в любви и согласии".

2. В одних вариантах Иван быстро находит свою стрелу, а в других долго ищет: «Пустил младший брат — попала стрела в грязное болото, и подхватила её лягуша-квакуша» (вариант народной сказки), «А у младшего сына, Ивана-царевича, стрела поднялась и улетела, сам не знает куда. Вот он шел, шел, дошел до болота, видит — сидит лягушка, подхватила его стрелу» (вариант А.Н.Толстого).

3. По-разному выполняет наказ царя-свекра Василиса Премудрая. В одних вариантах ей помогают «мамки-няньки» или «тетушки, наставницы», а в других она сама принимается за работу: «Взяла она частые решета, мелкие сита, просеяла муку пшеничную, замесила тесто белое, испекла каравай» (вариант М.А.Булатова). В сказках положительные герои достигают желаемого благодаря своему трудолюбию, поэтому правильнее, наверное, когда Василиса Премудрая сама трудится, тем более родилась она не только умной, но и умелицей.
4. Есть варианты, где Василиса Премудрая представлена как мудрая, хитрая девушка. Когда соперницы решили подсмотреть ее работу, она сумела их легко обмануть: «Лягуша смекнула это, замесила квашню, скатала, печь сверху выдолбила, да прямо туда квашню и опрокинула. Горнишна увидела, побежала, сказала своим барыням, царским невесткам, и те так же сделали. А лягуша хитрая только их провела, тотчас тесто из печи выгребла, все очистила, замазала, будто ни в чем не бывала» (вариант Афанасьева А. Н.).

5. Невестки выполняют три наказа царя-свекра. Первые два наказа в сказках разные: в некоторых вариантах царь приказывает сначала испечь хлеб, а потом соткать ковер, а в других первый наказ - сшить рубашку, второй – испечь пирог. А третий наказ одинаков везде. Василиса Премудрая, наделенная чудодейственным свойством, на глазах зрителей производит чудеса, превращая вино в озеро, а кости - в живых лебедей.

Сравнив сказку «Царевна-лягушка» в разных вариантах, можно сделать вывод, что все они учат добру, трудолюбию, целеустремленности и заключили в себя мудрость и житейский опыт, накопленные человечеством.

10. В электронном приложении найдите сказку "Чего на свете не бывает". Прочитайте её. Определите, к какому виду сказок она относится. Над кем она "смеётся"?

Сказка "Чего на свете не бывает" относится к бытовым. В сказке высмеивают, вышучивают, обличают, наказывают господина за жестокость, спесь, жадность, безделье и глупость. Ненормальное, хотя и обыденное, жизненное явление, когда паразитирующий барин пользуется всеми жизненными благами, и породило богатую выдумку.

Читать сказку "Чего на свете не бывает">>

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

почта