Теремок - детские игры
Мультфильмы Прикольный досуг Лопотушки Детское творчество
               
 
 

 

Сочинения по произведениям авторов:

Айтматов Ч.

Булгаков М.А.

Гоголь Н.В.

Гончаров И.А.

Горький М.

Грибоедов А.С.

Достоевский Ф.М.

Лермонтов М.Ю.

Некрасов Н.А.

Островский А.Н.

Пушкин А.С.

Салтыков-Щедрин М.Е.

Солженицын А.И.

Толстой Л.Н.

Тургенев И.С.

Фонвизин Д.И.

Чехов А.П.

 

 

Сочинения и вопросы по литературе

1. Найдите и прочитайте в тексте строки со словами: приданое, терем, кручиниться, трезвонить, подворье, лежанка, клюка. Объясните значения этих слов.

Приданое - это имущество, которое отдавалось родителями дочери в новую семью, когда дочь выходила замуж. 
Терем - это жилое помещение в верней части здания (в Древней Руси хором или палат) или отдельно стоящее здание в виде башни, богатый дом с покатой крышей. 
Кручиниться - печалиться, горевать.
Трезвонить - (перен.)разглашать какую-либо весть, или вести пересуды, или распускать слухи; (прям.)звонить во все колокола. 
Подворье - дом с хоз.постройками, усадьба, или двор при усадьбе, или постоялый дом.
Лежанка - выступ на печке, на котором спали.
Клюка - костыль из палки, часто кривой, с загибом на конце для опоры.

2. "И умом и всем взяла". В каком значении употребляется выделенное слово?

Слово употребляется в переносном значении: "отличиться, победить", "понравиться". Царица отличалась и умом, и красотой, и статью, и умением держать себя в обществе.

3. Найдите в сказке А.С. Пушкина обращения Елисея к силам природы. Определите, какие чувства он вкладывает в эти обращения. Прочитайте их с нужной интонацией. Можно ли назвать их риторическими?

Обращения Елисея к силам природы можно назвать риторическими, так как реторическое обращение это средство художественной речи, представляющее собой высказывание, адресованное неодушевленному предмету, отвлеченному понятию или отсутствующему лицу.

Елисей эмоционально обращается к силам природы с просьбой отыскать царевну.

4. Определите, как меняется настроение царицы в разговоре с зеркальцем. Почему? Найдите в сказке обращения, которые выражают изменение настроения царицы. Прочитайте их с нужными интонациями.

Вначале царица получает удовольствие, радуется разговору с зеркальцем, так как оно восхищается царицей и говорит о её непревзойденной красоте. Когда же зеркальце перестает льстить царице и говорит о том, что царевна её прекраснее, у нее резко меняется настроение на противоположное, она становиться разгневанной. В негодовании она обращается к зеркальцу "мерзкое стекло", обвиняет его ("врёшь ты мне назло") и бросает под лавку. Она полна "чёрной зависти".

5. Прочитайте отрывок из сказки. Определите повторяющиеся гласные звуки. Подумайте, какое состояние природы можно подчеркнуть с помощью особого выделения этих звуков при чтении.

Елисей, не унывая,
К ветру кинулся, взывая:
"Ветер, ветер! Ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч,
Ты волнуешь сине море,
Всюду веешь на просторе..."

Повторяются гласные звуки (у). Природа гудит, ветер воет. Беспокойство природы.

6. В глаголах из приведённых отрывков определите значение суффиксов. Какой суффикс обозначает, что действие происходило однократно (один раз)? Какой суффикс обозначает многократность действия?

На него она взглянула,
Тяжелёшенько вздохнула...

И царица хохотать,
И плечами пожимать,
И подмигивать глазами,
И прищёлкивать перстами...

Суффикс "Л" обозначает, что действие происходило однократно.
Суффикс "А" обозначает многократность действия.

7. Прочитайте выразительно приведённый отрывок. Какие приставки помогают А.С. Пушкину передать гнев и возмущение царицы?

Как царица отпрыгнёт,
Да как ручку замахнёт,
Да по зеркальцу как хлопнет,
Каблучком-то как притопнет!

Приставки "ОТ", "ЗА", "ПРИ" помогают А.С. Пушкину передать гнев и возмущение царицы.

8. В приведённых ниже отрывках найдите существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Какую роль они выполняют в тексте?

а) Свет наш солнышко!
б) Месяц, месяц, мой дружок, позолоченный рожок!
в)
Подождать она хотела
До обеда, не стерпела,
В руки яблочко взяла,
К алым губкам поднесла,
Потихоньку прокусила
И кусочек проглотила...

В приведённых ниже отрывках найдите существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами: солнышко, дружок, рожок, яблочко, губкам, кусочек. Эти слова придают выразительность речи, придают ласковый оттенок речи.

9. Определите роль различных видов повторов в каждом конкретном фрагменте сказки.

а) Царь с царицею простился,
В
путь-дорогу снарядился...

б) Ждёт-пождёт с утра до ночи...

в) Отправляется в дорогу
За красавицей душой,
За невестой молодой.

г) ...Оно
Соку спелого полно
Так свежо и так душисто,
Так румяно-золотисто...

д) "Ты, конечно, спору нет;
Ты, царица, всех милее,
Всех румяней и белее".

е) И царица хохотать,
И плечами пожимать,
И подмигивать глазами,
И прищелкивать перстами,
И вертеться, подбочась...

В путь-дорогу, повтор подчеркивает длительность предстоящего пути. За – повтор усиливает стремление королевич во что бы то ни стало отыскать невесту. Так – повтор показывает внешнюю красоту отравленного яблока, его заманчивость, кажущуюся спелость. Слова, соединённые повторяющимся союзом «и», раскрывают самые разные значения слова «ломлива». Царица любуется собой, она подвижна и весела

10. Определите, чем "Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях" А.С. Пушкина близка произведениям устного народного творчества и в чём её отличие от народной сказки.
В сказке присутствуют слова и выражения, свойственные народной речи. (Снарядился, в путь-дорогу, ждёт-пождёт, глядючи, милого, валится, белёшенька, издалече, тяжелёшенько). Царевна в сказке больше всего похожа на крестьянскую девушку, скромную, добрую, хорошо воспитанную и, главное, любящую и умеющую трудиться. Попав в незнакомый пустой терем, «дом царевна обошла, всё порядком убрала, засветила Богу свечку, затопила жарко печку…». Пушкин, перевоплотившись в народного рассказчика, уверенного, что именно так ведут себя «хорошие» царевны, продолжает: «Вмиг по речи те спознали, что царевну принимали…».

Отличие сказки А.С. Пушкина от народной сказки в том, что в "Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях" сильнее выражена изобразительность, т. е. более подробно, детально и красочно описаны место действия, события, внешний облик персонажей. В тексте сказки А.С. Пушкина выделены красочные, реалистически достоверные изобразительные детали, которых не знала народная сказка.
В связи с этим образы-персонажи литературной сказки – это не обобщенные маски-типажи народной сказки, а неповторимые индивидуальные характеры. А.С. Пушкин создал характеры героев, более сложные в отличие от народной сказки.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопросы по Литературе

 

 
На главную Детские игры Мультфильмы Английский для детей Развивающие игры для детей Таблица умножения Учимся читать и считать
Раскраски онлайн
почта