|
Сочинения и вопросы по литературе
Сочинение. Басня И.А. Крылова "Свинья под Дубом". Восприятие, толкование, оценка Басня "Свинья под Дубом" была написана И.А. Крыловым в 1823 г., впервые опубликована в "Северной пчеле" в 1825 г. Данный сюжет разрабатывался в басне Эзопа "Путники и платан": "Путники шли дорогою в летнюю пору, в полдень, изнемогая от жары. Увидели они платан, подошли и легли под ним отдохнуть. Глядя вверх на платан, стали они между собою говорить: "А ведь бесплодное это дерево и бесполезное для людей!" Ответил им платан: "Неблагодарные вы! сами пользуетесь моей сенью и тут же обзываете меня бесплодным и бесполезным!" - Так не везет и некоторым людям: они делают ближним добро, а благодарности за это не видят". Также этот сюжет присутствует в басне Г.Э. Лессинга "Дуб и свинья". К этой же теме обращались и русские баснописцы, в том числе анонимные. Существует версия, что "скрытый адресат" басни - профессор, историк и литературный критик М.Т. Каченовский. В этой басне, используя прием олицетворения и гротеска, Крылов аллегорически противопоставляет невежество и истинное просвещение. Персонажами басни становятся свинья, ворон и дуб. Главной героиней выступает Свинья. В ее поступках и рассуждениях проявляются такие качества, как лень, обжорство, глупость, неблагодарность, невежество. Все ее поведение определяется чисто животными инстинктами: "наелась желудей досыта, до отвала", "выспалась", "глаза продравши, встала". Перечисляя внешние действия, автор подчеркивает отсутствие у Свиньи каких-либо интересов, стремлений. Она воплощает у Крылова самые низменные человеческие инстинкты. Наевшись и выспавшись, Свинья начинает подрывать корни у Дуба. Причем вряд ли она сама может объяснить, зачем это делает. Рыть землю - это еще один животный инстинкт. Свинью пытается вразумить Ворон. И этот образ у Крылова не случаен. Ворон - вещая, мудрая, ученая птица, несущая пророчества. Пытаясь остановить свинью, он приводит логические доводы: Ведь это дереву
вредит, - Однако она остается безучастной к доводам Ворона: Пусть сохнет, -
говорит Свинья, - Затем в разговор включается и сам Дуб. Автор называет его вековым. Дуб в русской литературе всегда являлся символом долголетия и крепости жизни. В данном случае это значение уточняется: Дуб здесь воплощает вековой человеческий опыт, все положительное, доброе, культурное, накопленное людьми за много лет. Он также приводит свинье логические доводы: Когда бы вверх могла
поднять ты рыло, Однако в этом-то все и дело - Свинья не может "поднять рыло", оторваться от земли. В этом контексте слова Дуба у Крылова становятся символическими. Этот персонаж хочет донести до Свиньи простую истину: если ты не хочешь развиваться, совершенствоваться, узнавать новое и накапливать жизненный опыт, то ты изживешь сам себя. Фактически в сюжете басни здесь разворачивается поговорка: "рубить сук, на котором сидишь". Мораль басни заключается последних строках ее: Невежда так же в
ослепленье Воссоздавая манеру живого разговора, Крылов использует фразеологизмы: "глаза продравши", "вкушает их плоды". Мы находим разговорные слова и выражения ("жирею", "до отвала", "проку мало", "примолвил", "рыло"), устаревшую форму деепричастия ("продравши"). |
|
||||||||||||||||