Сочинение.
«Сон Обломова» как художественно-философский и идейно-композиционный
центр романа И.А. Гончарова «Обломов»
Первым опубликованным фрагментом романа Гончарова «Обломов» стал
«Сон Обломова», описанный в девятой главе. Этот эпизод автор считал
«увертюрой» ко всему произведению. Однако эта глава имеет большое
значение и в плане раскрытия характера героя, и в плане художественного
единства романа. А.В. Дружинин замечает, что роман Гончарова «распадается
на два неровные отдела». Под первой частью «Обломова» стоит 1849
год, под остальными - 1857 и 1858. «Между Обломовым, который безжалостно
мучит своего 'Захара, и Обломовым, влюбленным в Ольгу, может, лежит
целая пропасть... Насколько Илья Ильич, валяющийся на диване между
Алексеевым и Тарантьевым, кажется нам заплесневевшим и почти гадким,
настолько тот же Илья Ильич, сам разрушающий любовь избранной им
женщины и плачущий над обломками своего счастья, глубок, трогателен
и симпатичен в своем грустном комизме» , - замечает критик'-. «Сон
Обломова» и явился той связующей нитью, которая скрепила роман в
одно целое, придала ему законченность и художественное единство.
Другой исследователь, Х. Золтан, считал, что «Сон Обломова» создает
композиционную симметричность романа: «Структурное построение романа
симметрично. Между двумя идеализированными центрами - идиллией в
Обломовке и на Выборгской стороне - временное местожительства Обломова
на Гороховой улице: промежуточное состояние бесприютности. Три места
- это места трех душевных и бытовых состояний: рай - потерянный
рай - возвращенный рай»
Создавая целостный образ Обломовки, автор исследует натуру своего
героя, раскрывает истоки его характера. Повествование воспроизводит
здесь мотивы патриархальной идиллии, звучащие уже в описании природы.
Спокойствием и умиротворенностью пронизаны эти картины. В Обломовке
нет «дремучих лесов», моря, наводящего грусть, гор и пропастей.
Зато небо там как родительская надежная кровля», солнце «ярко и
жарко светит около полугода...», «река бежит весело, шаля и играя»,
«правильно и невозмутимо там совершается годовой круг», так же неторопливо
и размеренно течет жизнь.
В этом описании у Гончарова звучит скрытая полемика с романтизмом.
Исследователи отмечали, что «Сон Обломова» представляет собой этюд
в духе «натуральной школы». Одновременно картины эти исполнены глубокого
смысла описание патриархального быта насыщено разнообразной символикой.
Не разум, а традиции главенствуют в обломовском мире. Время в Обломовке
циклично, люди живут обрядовой стороной православного календаря.
В описании помещичьего и крестьянского быта вновь звучат мотивы
патриархальной идиллии: «Счастливые люди жили, думая, что иначе
и не должно и не может быть, уверенные, что и все другие живут точно
так же и что жить иначе - грех...» Обломовцы трудолюбивы, религиозны,
суеверны, они любят слушать сказки, разгадывать сны. Навсегда остались
в памяти Обломова бесконечные зимние вечера, сказки няни, былины
и притчи. Именно здесь, в Обломовке, в далекие детские годы, сформировалась
важная черта героя - поэтическая мечтательность.
Тема Обломовки задает и фольклорный мотив в раз витии образа в романе.
Ю. Лощиц замечает, что основной фольклорный прообраз героя - мудрый
сказочный дурак Емеля. «Там есть добрая волшебница... которая изберет
себе какого-нибудь любимца, тихого, безобидного, - другими словами,
какого-нибудь лентяя, которого все обижают, - да и осыпает его ни
с того ни с сего разным добром, а он знай кушает себе да наряжается
в готовое платье, а потом женится на какой-нибудь неслыханной красавице
Милитрисе Кирбитьевне». И в этой фразе заключен весь жизненный сценарий
Обломова, сказка воплощается в его жизни на Выборгской стороне.
Обломовка напоминает нам замкнутый сказочный мир, противопоставленный
большому миру и самой идее прогресса. Образ этого мира создается
Гончаровым с помощью множества деталей: «это и троекратное потчевание,
3аставляющее вспомнить басню Крылова «Демьянова уха», их рассуждения
о там, как придут последние времена», напоминающие нам о страннице
Феклуше из пьесы Островского «Гроза», «и ужас перед всем, что приходит
извне этого мирка (боязнь распечатать письмо)». Квинтэссенция этого
мира - послеобеденный сон.
Взгляд автора на этот уходящий мир и ироничен, и вместе с тем в
нем звучат теплые, ностальгические нотки. И герой, и автор неразрывно
связаны с ним. Поэтичность, мечтательность, душевную чистоту, интуитивное
неприятие зла, пошлости, жажду внутренней свободы - все эти качества
Обломов вынес из своего детства. Именно поэтому служба лишь в качестве
карьеры, светские друзья, пустые женщины, не способные дать счастья,
оказываются чуждыми герою. «Все это мертвецы. Спящие люди, хуже
меня, эти члены света и общества!» - заявляет обломов. Он ищет совершенства,
«нормы, идеала жизни, который указала природа целью человеку». В
своих поступках и помыслах Илья Ильич чист и благороден, душа его
«чиста и ясна, как стекло».
Однако жизнь в родовом поместье сформировала и отрицательные стороны
характера Обломова. Маленький Илюша рос активным и любознательным
ребенком, однако все порывы его к самостоятельности тут же пресекались
усилиями родителей и многочисленной челяди: «Зачем? Куда? А Васька,
а Ванька, а Захарка на что?» Родители не утруждали его какими-либо
занятиями: учеба в пансионе Штольца шла с перерывами, мальчик не
проявлял к ней большого рвения. Так; постепенно в Обломове развивались
лень, инертность, апатия, равнодушие к жизни. В результате до конца
жизни герой остается недорослем. Сохраняя душевную невинность и
созерцательность, он бездеятелен, не способен ни на зло, ни на действенное
добро. Однако это единственно возможный для него способ существования,
образ этот в определенном смысле гармоничен. Обломов нигде не изменяет
себе, сохраняя цельность собственной личности. И гибель этого героя
в финале символична, это «гибель старого мира», «обломовщины». Таким
образом, девятая глава не только способствовала особой художественный
достоверности, реалистичности образа Обломова, но и придала роману
поэтичность, светлый лиризм. «Глубокий по чувству, его внушившему,
светлый по смыслу, в нем заключенному, он в одно время поясняет
и просветляет собою то типическое лицо, в котором сосредоточивается
интерес всего произведения, обломов без своего «Сна» был бы созданием
неоконченным, не родным всякому из нас...» - пишет А.В. Дружинин.