Сочинение.
Стихотворение «Смерть Поэта» Восприятие, толкование, Оценка
Стихотворение «Смерть
поэта» было написано Лермонтовым в 1837 г , в дни смерти Пушкина.
Основная часть, по версии исследователей, была написана 28 января.
Пушкин умер 29 января, но слухи о его гибели уже ходили в Петербурге.
В то время Лермонтов служил в Лейб-гвардейском
гусарском полку в Царском Селе, под предлогом болезни он поехал
в Петербург, где и была создана заключительная часть стихотворения
(«А вы, надменные потомки...»). Эти строки были написаны Лермонтовым
после посещения его двоюродным братом, Н.А. Столыпиным, человеком,
принадлежавшим к придворным кругам и разделявшим их взгляды.
Этими стихами поэт полемизировал со Столыпиным. Кроме того, правительство
стремилось избежать широкой огласки этой истории, было запрещено
освещать событие в печати, а также было отдано распоряжение тайно
похоронить Пушкина. Все это стало известно Лермонтову. Существует
версия исследователей о том, что поэт мог побывать у дома
Пушкина в дни его смерти. Как отмечает В.И. Кулешов, «Смерть поэта»
«поражает точным знанием... всей ситуации, обусловившей гибель Пушнина.
...Лермонтов мог быть осведомлен обо всем, что творилось в доме
Пушкина перед дуэлью, через Святослава Раевского... Многое знать
он мог через Екатерину Алексеевну Долгорукую, которая была подругой
Натальи Николаевны Гончаровой еще до замужества. Лермонтов был товарищем
ее мужа, Р А. Долгорукого... Но особо следует выделить роль Ивана
Гончарова в качестве информатора Лермонтова. Иван Гончаров, один
из братьев жены Пушкина ...служил с Лермонтовым в одном полку. Когда
надо было гасить назревшую ноябрьскую дуэль Пушкина, то именно Иван
Гончаров был срочно откомандирован женой поэта в Царское Село, чтобы
обо всем поставить в известность Жуковского... Именно Иван Гончаров
по-семейному мог поведать Лермонтову о «позоре
мелочных обид», терзавших сердце Пушкина». Кроме того, в некоторые
события, подробности этой истории Лермонтов мог быть посвящен В.Ф.
Одоевским, А.И. Тургеневым, доктором Н.Ф. Арендтом. В одном из списков
произведения был авторский эпиграф, взятый из трагедии французского
драматурга Ж. Ротру «Венцеслав»:
Отмщенье, государь,
отмщенье!
Паду к ногам твоим:
Будь справедлив и накажи убийцу...
Стихи Лермонтова
стали очень популярны, они распространялись в десятках списков.
Один из списков стихотворения с надписью «Воззвание к революции»
был доставлен Николаю. Заключительные строки стихотворения были
восприняты царем как опасное «вольнодумство», и вскоре поэт был
арестован и переведен прапорщиком в Нижегородский
драгунский полк на Кавказ. Впервые стихотворение было напечатано
в 1856 году за границей: А.И. Герцен поместил его в своей «Полярной
звезде».
Стихотворение относится к гражданской лирике с элементами философского
размышления. С точки зрения жанра произведение многопланово: оно
содержит черты оды, элегии, сатиры, памфлета, инвективы.
Мы можем выделить в стихотворении три части, каждая из которых имеет
свои жанровые и стилистические особенности. Первая часть построена
на основе антитезы. Образ «поэта» противопоставлен образу толпы,
людей подлых, жестоких, циничных, не способных по достоинству оценить
великий талант, являющийся духовным достоянием России, ее национальной
гордостью. Все эти качества сфокусированы у Лермонтова в образе
«убийцы», обладателя «пустого сердца», расчетливого и хладнокровного
человека, искателя чинов и богатства, иностранца, волею судеб заброшенного
в Россию:
Смеясь, он дерзко презирал
Земли чужой язык и нравы;
Не мог щадить он нашей славы,
Не мог понять в сей миг кровавый,
На что он руку поднимал!..
Образ «поэта» также противопоставлен у Лермонтова образу «убийцы».
И эту полярность мы видим уже на уровне характерных символических
образов, созданных с помощью эпитетов, - «пустое сердце» и «сердце
вольное». «Поэт» - «дивный гений», одинокий, эмоциональный, ранимый
человек, для которого значимы понятия чести, достоинства, порядочности.
Вместе с тем образ этот в стихотворении предельно обобщен. Как отмечает
С.И. Кормилов, «поэт пал „с свинцом в груди" - традиционная
формула, здесь немыслимо уточнение, куда именно был ранен Пушкин.
Не говорится „гроб"... используется эмблема „Увял торжественный
венок" и двойная эмблема: „венец терновый, увитый лаврами"».
Все это жанровые черты оды: высокий стиль избегает житейской конкретизации.
Вторая часть стихотворения содержит жанровые черты элегии. Здесь
автор сравнивает поэта с одним из его героев - Ленским:
И он убит - и взят могилой,
Как топ певец, неведомый, но милый,
Добыча ревности глухой,
Воспетый идя с такою чудной силой,
Сраженный, как и он, безжалостной рукой.
В стихотворении звучат грустные, элегические интонации. Одновременно
здесь продолжает развиваться романтический мотив противостояния
поэта и толпы:
Зачем от мирных нег и дружбы простодушной
Вступил он в этот свет завистливый и душный
Для сердца вольного и пламенных страстей?
Зачем он руку дал клеветникам ничтожным,
Зачем поверил он словам и ласкам ложным,
Он, с юных лет постигнувший людей?..
Автор подчеркивает, что конфликт этот неразрешим, это придает всему
произведению налет трагедийности. Муки «поэта» перед гибелью сопоставлены
у Лермонтова с муками Христа перед казнью:
И, прежний сняв венок, - они венец терновый,
Увитый лаврами, надели на него,
Но иглы тайные сурово Язвили славное чело.
Третья часть стихотворения
содержит жанровые черты памфлета, сатиры, политической инвективы,
в ней появляются гневные, обличительные интонации. Мы чувствуем
страстное негодование автора, выносящего свой приговор светской
толпе:
Вы, жадною толпой стоящие у трона,
Свободы, Гения и Славы палачи!
Таитесь вы под сению закона,
Пред вами суд и правда - всё молчи!..
Как отмечает С.И. Кормилов, «стихотворение обладает элементами сюжета,
как повествовательное произведение..., и вместе с тем оно имеет
форму монолога с риторическими вопросами и восклицаниями, напоминающего
театральный. <...> Автор обращается... к разным «слушателям»,
в о снов-ном к тем, кто может ему (и Пушкину) сочувствовать, но
внешне это никак не выражена, зато в двух местах... слово автора
прямо адресовано гонителям поэта. Такое оформление монолога не случайно.
Мы видим продолжение неравного поединка - одного против всех. Светская
«толпа» обличается трижды: в начале, ближе к концу стихотворения
и в последних строках. К фигуре непосредственного убийцы автор обращается
лишь один раз. «Наперсникам разврата» Лермонтов грозит божьим судом,
но свой суд над ними он уже произнес».
Стихотворение написано четырехстопным ямбом, вторая часть - вольным
ямбам. Использованы различные способы рифмовки - перекрестная, кольцевая,
парная. Поэт использует различные средства художественной выразительности:
эпитет («гордой головой», «смелый дар», «дивный гений», «чудной
силой»), метафору («на ловлю счастья и чинов», «Свободы, Гения и
Славы палачи»), сравнение («Угас, как светоч, дивный гений»), анафору
(«Зачем он руку дал клеветникам ничтожным, Зачем поверил он словам
и ласкам ложным...»). На лексическом уровне находим старославянизмы
(«чело», «на устах», «злата»), церковнославянское выражение («венец
терновый»), устаревшие книжные слова («сей» , «светоч», «язвили»,
«мщенье», <{наперсники»), поэтические книжные выражения («рок»,
«от мирных нег», «под сению», «пламенной душой», «чудной силой»),
общественно-политическую лексику («Свободы, Гения и Славы палачи»,
«суд и правда»). Стихотворение «Смерть поэта» было высоко оценено
современниками Лермонтова и литературной критикой. Так, А.В. Дружинин
писал: «Когда погиб Пушкин, перенесший столько неотразимых обид
от общества, еще не дозревшего до его понимания, - мальчик Лермонтов
в жгучем поэтическом ямбе первый оплакал поэта, первый кинул железный
стих в лицо тем, которые надругались над памятью великого человека.
Немилость и изгнание, последовавшие за первым подвигом поэта, Лермонтов,
едва вышедший из детства, вынес так, как переносятся житейские невзгоды
людьми железного характера, предназначенными на борьбу и на владычество».