Сочинение.
Дворовые
слуги в комедии "Недоросль"
Иное отношение автора к жертвам
крепостного права, изображенным в комедии, - Еремеевне и Тришке.
Роль их в комедии является второстепенной. Тем не менее, автор сумел
показать в немногих словах и сценах, что крепостные слуги во всех
отношениях лучше своих господ. Еремеевна - верная раба, преданная
до самоотвержения. За Митрофанушку она готова не пожалеть «живота»,
т.е. жизни. Тришка, этот «портной поневоле», только один раз показывается
на сцене. На ругательства барыни из-за кафтана он отвечает сдержанно
и умно. Показ на сцене дворян-крепостников и их слуг не оставлял
у зрителей никаких сомнений в том, кто больше заслуживает звания
человека -Простаковы и Скотинины или их крепостные.
А. 3ерчанинов, Н. Порфиридов
В ином освещении дает драматург
образы слуг Простаковой.
Прекрасно изображена Еремеевна, няня дворовых слуг Митрофана. В
этом образе Фонвизин убедительно показал, какое растлевающее влияние
оказывает крепостное право на крепостных людей, дворовых слуг, как
оно уродует, извращает присущие им хорошие человеческие качества,
развивает и воспитывает в них рабскую психологию. Сорок лет служит
Еремеевна Простаковым-Скотининым. Она беззаветна предана им, рабски
привязана к дому, у нее сильно развита чувство долга. Не щадя себя,
она оберегает Митрофана. Когда Скотинин хочет прибить Митрофана,
Еремеевна, «заслоня Митрофана, остервенясь и подняв кулаки», как
указывает Фонвизин, кричит: «Издохну на месте, а дитя не выдам.
Сунься, сударь, только изволь сунуться. Я те бельмы то выцарапаю».
А на угрозы Скотинина отвечает: «у меня и свои зацепы востры ».
Но эта преданность и чувство долга приобретают у Еремеевны искаженный,
рабский характер. У нее нет чувства человеческого достоинства. Нет
не только ненависти к своим бесчеловечным угнетателям, но даже протеста.
Служа своим мучителям, «живота (т.е. жизни) не жалея», не имея собственных
интересов в жизни, Еремеевна живет в постоянном страхе ответственности
перед своей свирепой госпожой: «Ах, уходит он его! Куда моей голове
деваться?» - с отчаянием и страхом кричит она, видя, как Скотинин
с угрозами подходит к Митрофану. А когда Милон отталкивает от Софьи
Еремеевну и кричит: «Не смей никто подойти ко мне!», Еремеевна вопит:
«Пропала моя головушка!»
И за такую беззаветную и верную службу Еремеевна получает только
побои и слышит только такие обращения от Простаковой и Митрофана,
как «бестия», «собачья дочь», «старая ведьма», «старая хрычовка».
Тяжела и трагична судьба Еремеевны, принужденной служить извергам-помещикам,
не способным и не желающим оценить ее верную службу. Образ Еремеевны
глубоко жизненный. Впоследствии мы встретимся с подобными образами
крепостных слуг, хотя и в иных вариантах, у Пушкина («Капитанская
дочка»), у Гончарова («Обломов» ), у Чехова («Вишневый сад»).
Другой тип крепостного слуги выведен в образе портного Тришки. Тришка
выступает только в одном явлении комедии, произносит всего несколько
фраз, но благодаря искусству Фонвизина у читателя составляется довольно
полное представление об этом человеке. Тришка - талантливьгй самоучка:
не учась шить, он сшил кафтан Митрофану «изряднехонько», по выражению
Скотинина. Он умно и логично отвечает Простаковой, находчив, держится
с достоинством. Его моральное превосходство перед помещиками несомненно.
С. Флоринский
Еремеевна, няня Митрофана, несмотря
на ее второстепенную роль, обрисована очень правдива. Этот тип крепостной
служанки-рабыни, самоотверженно преданной своим господам, является
естественным порождением крепостного права в России. Отказавшись
от изображения пронырливых слуг и «субреток», попавших на русскую
сцену из французских комедий, Фонвизин своей Еремеевной начал художественную
галерею образов верных слуг в русской литературе.