Сочинение.
Значение комедии Д.И. Фонвизина
"Недоросль"
Комедия (Недоросль)
и смешила зрителей, и учила, и воспитывала их в «Недоросле».
Фонвизин смело выступил на борьбу с общественным «злонравием». Автор
смотрел на писателя как на «стража общего блага». Он указывал как
сатирик на те недостатки русской действительности, которые волновали
и беспокоили в его эпоху всех передовых, просвещенных людей России.
И проблема воспитания человека и гражданина, и неотложность пересмотра
вопроса о крепостном праве, и необходимость Борьбы с распущенностью
общественных нравов - все это были бальные, злободневные задачи
времени, поставленные самой жизнью и требовавшие разрешения. Фонвизин
разрешал их в духе гуманных, прогрессивных идей. Комедия его заставляла
думать над этими вопросами, будила гуманные чувства, возбуждала
негодование против угнетения человеческой личности, толкала к критике
деспотизма и самодержавия. Так высокая идейность комедии определила
ее важную общественную роль уже в эпоху Фонвизина,
Комедия не утеряла, однако, своей ценности и в последующие Эпохи.
Недаром почти через полстолетия после появления комедии Пушкин называл
Фонвизина «другом свободы» и писал о «Недоросле», что в нем «сатирик
превосходный громил невежество в комедии народной». Герцен писал,
что смех Фонвизина «далеко отозвался, разбудил целую фалангу великих
насмешников, и их-то смеху сквозь слезы литература обязана своими
крупнейшими успехами и большего частью своего влияния в России».
В истории русской реалистической драмы комедия «Недоросль» занимает
чрезвычайно почетное место. Она, во-первых, родоначальница обличительно-реалистической
русской драмы, во-вторых, лучшая русская комедия ХVIII века. Живые
образы комедии «Недоросль» были первыми яркими опытами реализма
в русской драматургии. Из всех пьес XVIII века недаром только «Недоросль»
прочно держится на сцене нашего театра. «Недоросль» открывает собой
блестящий ряд комедий, вошедших в золотой фонд русского театра.
За «Недорослем» у нас появились «Горе от ума» Грибоедова, «Ревизор»
Гоголя и многочисленные комедии Островского. Фонвизин - Грибоедов
- Гоголь –Островский - таков основной путь русской комедии ХIХ века.
А. Эерчанинов, Н. Порфиридов
Идейно-тематическое содержание
комедии «Недоросль», т.е. те важные вопросы, которые Фонвизин поставил
в ней, обусловили большое общественное значение комедии, прежде
всего в эпоху Фонвизина. Со страниц комедии, со сцены театра прозвучал
смелый голос передового писателя, гневно громивший основные язвы
и недостатки жизни того времени, призывавший к борьбе с ними. Комедия
рисовала подлинные картины жизни; как в хороша отполированном зеркале,
показывала живых людей, дурных и хороших, и тем вызывала на борьбу
с первыми и на подражание последним. Она просвещала сознание, воспитывала
гражданские чувства, звала к действию.
Но общественная ценность комедии не упала и в последующее время.
Такой вопрос, как крепостное право, был злободневен, актуален до
1861 г. Фонвизин показал губительное действие крепостного права
на психологию и помещиков и крепостных и тем самым, обнажая все
зло его, действовал в интересах народа. Недаром Пушкин из всех произведений
ХVIII в. только «Недоросль» назвал «народной комедией» и «единственным
памятником народной сатиры».
Велико значение «Недоросля» и в истории русской реалистической драмы.
Из всех драматических произведений ХVIII в, одна только эта комедия
Фонвизина удержалась на сцене театра и в ХIХ и в ХХ вв. и не сходит
со сцены даже в наши дни. Жизненность образов, исторически верное
изображение людей и быта ХVIII в., естественный, живой разговорный
язык, искусное построение сюжета комедии - все эта объясняет Бессмертие
комедии Фонвизина. «Недоросль» Фонвизина является родоначальником
русской, по выражению Горького, «обличительно-реалистической» комедии,
комедии социально-политической. Продолжая эту линию, в ХIХ в. появятся
такие замечательные комедии, как «Горе от ума» Грибоедова и «Ревизор»
Гоголя.
С. Флоринский
«Недоросль» - эта мастерски созданная
бытовая и общественно-политическая комедия-сатира, ярко рисующая
жизненный уклад провинциального дворянства времен ЕкатериныII и
гневно обличающая абсолютизм и крепостничество. Она родилась в разгар
политической борьбы автора, сторонника дворянской либеральной оппозиции,
с неограниченным самодержавием императрицы и произволам дворянского
большинства. Но Фонвизин как художник стал в своей пьесе выше исходной,
классово-групповой точки зрения. Он хотел обличать людей, а не общественно-политический
строй. Однако нарисованная им картина крепостнического быта была
насыщена столь горячим негодованием, что оно прозвучало мощным призывом
к освобождению, - и не только к отвлеченно-просветительскому освобождению
личности от невежества и бескультурья, но и к конкретно-историческому
освобождению народа от его угнетателей. В этом заключалось объективное
общественное значение «Недоросля», которое комедия не могла утратить,
по меньшей мере, до реформы 1861 г. Фонвизин, «сатиры смелой властелин»,
был действительно «другом свободы» (Пушкин).
Вместе с тем широкий охват жизни, глубокое проникновение в характеры,
острота и важность поставленных проблем возвысили «Недоросль» как
художественный памятник эпохи. «Недоросль» - важнейшая веха в развитии
русской литературы, намечавшая в нашей драматургии поиски новых
путей. Формально еще не порывая с классицизмом, используя средства
народного фарса и западноевропейской предреволюционной буржуазной
драмы, Фонвизин становился «одним из первых наших критических реалистов»
(Горький). Вслед за Новиковым он прокладывал пути художественному
реализму Грибоедова («Горе от ума»), Пушкина (провинциальное дворянство
в романе (Евгений Онегин») и Гоголя («Ревизор»).
А. Кайев
Как сатиру, «Недоросль» надо признать сильной и меткой; ее значение
далеко не исчерпывается осмеянием невежества и некультурности общества;
она идет дальше и затрагивает крепостное право. Правда, сам Фонвизин
далек оттого, чтобы отрицать крепостное право в самом его принципе;
он вооружается лишь против жестокого обращения с крестьянами, тем
не менее каждое циничное, бесчеловечное слава Простакавой и ее брата
Скотинина резко выставляет наружу все уродство этого порядка. В
этом отношении комедия «Недоросль» является выдающимся произведением
и ее можно поставить наряду с «Горе от ума» Грибоедова и «Ревизор»
Гоголя.
Н. Дюнькин, А. Новиков
Наличие в комедиях Фонвизина реального
материала русской действительности в замечательном художественно-сатирическом
его претворении составляет основную ценность «Недоросля», одного
из самых долговечных произведений нашей литературы ХV111 в.; именно
эта делает Фонвизина, по словам Горького, родоначальником «великолепнейшей
и, может быть, наиболее социально плодотворной линии русской литературы
- линии обличительно-реалистической».
Фонвизин наполнял формы своих комедий ярким и непосредственным содержанием,
почерпнутым прямо из окружающей действительности. Вяземский рассказывает
в своей книге о Фонвизине со Слов современников писателя следующий
характерный случай. Приступая к написанию явления коры между Скотининым,
Митрофаном и Еремеевной (Скотинин хочет побить Митрофана, Еремеевна,
«остервенясь», становится на его защиту»), Фонвизин «пошел гулять,
чтобы в прогулке обдумать его. У Мясницких ворот набрел он на драку
двух баб, остановился и начал «сторожить природу». Возвратясь домой
с добычею наблюдений, начертал он явление свое и вместил в него
слова «зацепы», подслушанное им на поле битвы» (Еремеевна угрожает
Скотинину: «У меня и свои зацепы востры»). Писать с натуры, прислушиваться
к живому народному говору — это не метод писателя-классициста. «Недоросль»
был высшим творческим взлетом Фонвизина. После «Недоросля», уже
разбитый параличам, Фонвизин пробовал и еще писать в драматической
форме. Сохранилось несколько попыток этого рода. В частности, дошла
до нас еще одна комедия Фонвизина «Выбор гувернера». На она далеко
уступает во всех отношениях не только «Heдорослю», но и «Бригадиру».
Говоря об историко-литературном значении Фонвизина, следует особо
подчеркнуть очень Большую роль, которую он сыграл в развитии нашего
литературно-прозаического языка. Батюшков недаром именно с ним связывает
необразование» нашей прозы. В этом отношении большое значение имеют
не только комедии Фонвизина, но и начала его мемуаров-исповеди Чистосердечное
признание в делах моих и помышлениях» и даже его частные письма
из-за границы, язык которых отличается замечательной ясностью, сжатостью
и простатой, значительно опережая в этом отношении даже «Письма
русского путешественника» Карамзина.
Д. Благой