Сочинение.
Образ Митрофанушки в комедии Фонвизина "Недоросль"
Митрофанушка основными чертами
характера напоминает мать. Это подчеркнуто в комедии даже его именем,
так как слова «Митрофан» по-гречески значит «похожий на мать». Эта
действительно «маменькин Сынок».
У Митрофанушки, как и у матери, мы видим полное отсутствие духовных
интересов. Склонности и интересы его носят не интеллектуальный,
т.е. умственный, а чисто биологический, животный характер. Булочки,
подовые пирожки, солонина, голубятня - вот чем ограничиваются его
потребности.
Умственный уровень Митрофанушки крайне убог. Это тупица и невежда.
Даже Вральман замечает о Митрофанушке, что голова у него слабее
брюха. Образование, которое официально требовалось от «недорослей»
в ХVIII веке, сводилось к очень скромному минимуму: «научиться грамоте,
счету, истории и географии». Как усвоил Митрофанушка этот минимум,
видно из того, что слова дверь и дураку него - имена прилагательные.
За несколько лет учения он так и не научился читать и писать. Софья
права: «Он хотя и шестнадцати лет, а достиг уже последней степени
совершенства и дале не пойдет». Это подтверждает категорическое
заявление Митрофанушки: «Не хочу учиться, хочу жениться».
Митрофанушка, однако, не лишен хитрости. зная, что все его благополучие
зависит от матери, он явно подделывается к ней и до поры до времени
по отношению к ней ласков и угодлив.
Совсем иначе он держит себя с дворовыми и учителями. С ними он,
как и мать, резок и груб. «Ну, еще слово молви, старая хрычовка.
Уж я те отделаю», - кричит он на Еремеевну. Не лучше обращается
он и с учителями, например с Цыфиркиным: «Давай доску, гарнизонна
крыса». В нем уже чувствуется будущий самодур, достойный преемник
матушки. Митрофанушка незаметно становится тиранам всех окружающих.
В последнем действии комедии обнаруживается еще одна черта характера
Митрофанушки - его черствая неблагодарность. Когда Простакова, лишенная
власти и имения, бросается в отчаянии к сыну, Митрофанушка резко
отталкивает ее: «Да отвяжись, матушка, как навязалась... » Уродливое
воспитание принесло свои плоды.
Язык Митрофанушки вполне отвечает его характеру. Митрофанушка, как
мы видели, не может обойтись без ругательств в разговорах с Еремеевной
и с Цыфиркиным. Приблизительна так же он разговаривает и со своим
дядюшкой Скотиминым: «Что ты так ощетиниться изволил ?.. Что ты,
дядюшка, белены объелся? »
Образ Митрофанушки, тупого, невежественного недоросля, обрисован
в комедии так выразительно, что имя его стало нарицательным. Мало
того, само слово недоросль, служившее в XVIII веке официальным термином
для обозначения дворянских подростков до 16 лет, приобрело благодаря
комедии Фонвизина особый смысл и оттенок. Недорослями стали называть
вообще людей, не обнаруживающих охоты к ученью.
А. зерчанинов, Н. Парфиридов
Глубокой жизненностью отличается
и образ сына Простаковай - Митрофана.
В буквальном переводе с греческого языка имя «Митрофан» означает
похожий на свою мать. Эта яркий тип избалованного «маменькиного
сынка», выросшего и сложившегося в невежественной среде крепостнического
поместного дворянства. Нелепое, уродливое воспитание, домашняя обстановка
и крепостное право, делавшее из помещика самовластного господина
своих крепостных рабов, духовна погубили и развратили его. От природы
он не лишен хитрости и сообразительности: Он прекрасно видит, что
полновластной хозяйкой в доме является мать, и он подлаживается
к ней, прикидывается нежно любящим ее сыном (рассказ о сне) или
пугает ее угрозой утопиться, если не уберегут еда от кулаков дядюшки
и будут мучить чтением часослова.
Умственное развитие Митрофана крайне низко, так как он питает органическое
отвращение к труду, к ученью. Несколько лет ходят к нему учителя,
а он ничему не выучился. Сцены его занятий с учителями и «экзамена»
ярко и полно показывают его умственное убожество, невежество в науках,
нежелание что-либо понять, удвоить новое. Голубятня, подовые пироги,
сладкий сон и праздная жизнь барчука ему куда милее, чем умственные
занятия. В нравственном отношении Митрофан представляет собою тип
черствого эгоиста, не знающего любви ни к кому из людей, даже самых
близких к нему, --- к отцу, к матери, к няньке. С учителями он не
разговаривает, а «лается», по выражению Цыфиркина; преданную ему
Еремеевну называет «старой хрычовкой», угрожает ей свирепой расправой:
«Уж я те отделаю!» Когда не удалось похищение Софьи, он гневно кричит:
«Зa людей приниматься!». Потерявшую и власть и имение мать, в отчаянии
бросившуюся к нему, он грубо отталкивает: «да отвяжись, матушка,
как навязалась!»
Речь Митрофана полно обрисовывает его характер и отличительные его
качества. Умственное невежество, неразвитость Митрофана сказываются
в том, что он не умеет пользоваться словам, связно говорить. Ом
выражается односложно: «Небось, брат». «Кака, котора дверь» «Все
к чорту!» В его языке много просторечия, слов и оборотов, заимствованных
у дворовых.
Основные интонации его речи - капризные, пренебрежительные, грубоватые
интонации избалованного маменькиного сынках, барчука, в которых
часто слышатся нотки тирана, самодура. Даже с матерью он говорит
более чем развязна, а порой и дерзит ей. Когда Прастакова уговаривает
его «прочесть зады», он капризно-грубовато замечает: «Да, зады!
Как не так». На ее замечание, что его «такое дела» он возражает:
«Как не такое! Пойдет на ум ученье. Ты б еще навезла сюда дядюшек!
» и т.д.
Образ Митрофана раскрыт широко и разносторонне: показаны его отношения
к родителям, к дяде, к учителям, к Еремеевне, его занятия, времяпрепровождение,
вскрыты условия, сформировавшие его характер, причины его отношения
к матери в начале и в конце комедии. Отношение к нему автора комедии
резко отрицательное: сатирическим смехом Фонвизин морально уничтожает
его.
Образ Митрофана — образ огромной обобщающей силы. Имя Митрофанушки
стало нарицательным. После «Недорасля» появились пьесы под заглавием:
«Митрофанушка в отставке», «Митрофанушкины именины», «Сватовство
Митрофана» и т.д. Имя Митрофана в фоноизинском смысле употребил
Лермонтов в поэме «Тамбавская казначейша»; Некрасов—в поэме «Современники».
Самое слова «недоросль», означавшее до Фонвизина дворянского подростка,
не достигшего 16 лет, стала синонимом круглых невежд, ничего не
знающих и ничего не желающих знать.
С. Флоринский
Рельефно показано в комедии воспитание
дворянского «недоросля». Фонвизин рисует безрассудную животную любовь
Простаковой к Митрофанушке. Прастакова думает, что, потворствуя
каждой прихоти своего сына, она воспитывает «истинного» дворянина.
Глупость подобного отношения сатирически раскрывается Фонвизиным
в разговоре Простаковой с Еремеевной: «Поди же, Еремеевна, дай позавтракать
ребенку. Ведь, я чаю, скоро и учителя придут».— «Он уж и так, матушка,
пять булочек скушать изволил». — «Так тебе жаль шестой, бестия?».
Свои чисто животные заботы о сыне Прастакова объясняет тем, что
«пока Митрофанушка еще в недорослях, пота его и понежить, а там
лет через десяток, как войдет, избави боже, в службу, всего натерпится».
Обучение недоросля сводится к формальному отсиживанию урока. Простакова
полагает, что учение — неприятная повинность, которую дворянин поневоле
должен отбыть, но которая ему никакой пользы по существу не принесет.
Вот почему она так возмущается географией как «наукой недворянской».
«Дворянин только скажи: повези меня туда, свезут, куда изволишь».
Прастакова с восторгам вспоминает о своем отце, который вне умел
грамоте, а умел достаточек нажить».
В полном соответствии со взглядами матери находятся и взгляды самого
недоросля. Его девиз — «Не хочу учиться, хочу жениться». Будучи
великовозрастным юношей, он по развитию стоит не выше маленького
ребенка: гоняет голубей, не умеет как следует читать. Так же, как
и у Простаковой, в нем уже развиты деспотизм и грубость в отношении
к подчиненным и более слабым (обращение с крепостными, с отцом).
Митрофанушка—достойная смена Простакавым и Скотининым.
Г. Абрамович, Ф. Головенченка
Митрофан обрисован многосторонне,
в разных отношениях: к родным, к учителям, к слугам и т.д., но психологической
глубины, свойственной образу г-жи Простаковой, в нем нет. Этого
и не могло Быть: Митрофана «упитывали», а не воспитывали, не прививая
ему ничего, кроме барской лени, зазнайства и деспотизма.
16-летний «недоросль» все еще считается «ребенком», сопровождается
няней, закармливается «подовыми» и т.п. Между тем, кроме забав на
голубятне, он уже знает развлечения в девичьей, а на просьбы матери
поучиться «хоть для виду» кричит: «Не хочу учиться, хочу жениться».
К науке он чувствует отвращение, и все уроки его сводятся к бестолковому
повторению задов. Окружающее невежество и «помощь» матери при занятиях
дали сваи результаты: после нескольких лет зубрежки Митрофан не
отличает существительного от прилагательного, не может разделить
300 на 3 и довольствуется «историям» скотницы Хавроньи. Па словам
Вральмана, «голова его гораздо слабее брюха». Но он достаточно догадлив,
чтобы видеть господство матери в доме, и настолько хитер, что умеет
использовать ее привязанность к себе. Он ловко притворяется то любящим
сыном, то больным, то готовым нырнуть в воду - и все это для того,
чтобы добиться своей цели. Положение избалованного барчука и, главным
образом, пример матери рано развивают в нем задатки будущего деспота,
крепостника. Еремеевне он грозит, что пожалуется на «старую хрычовку»
своей матери, чтобы та дала ей «таску по-вчерашнему». Учителя Цыфиркина
он называет «гарнизонной крысой». Наряду с этим Митрофан - жалкий
трус, прячущийся от кулаков Скотинина за спину той же старухи Еремеевны.
Обжорство, лень и распущенность, тупость, невежества и бессердечие
- вот «злонравия достойные плоды, т.е. результаты крепостнического
быта и барского воспитания. Типичность Митрафана настолько широка,
что имя его стало нарицательным для обозначения всякого великовозрастного
лентяя и неуча.
А. Кайев
Митрофанушка является достойным плодам такого воспитания. Неразвитый
ни умственно, ни нравственно, а в свои шестнадцать лет не идет дальше
самых непосредственных переживаний, и его интересы направлены на
еду и на голубятни. Он вполне находится под опекой матери и, не
привыкший самостоятельно думать, он, пока дело идет обычной чередой,
совсем не чувствует потребности к самостоятельному взвешиванию и
обдумыванию. Он знает, что мать о нем позаботится и сделает лучше,
чем он сам. Поэтому он беспрекословно и не задумываясь повинуется
ей во всем, даже в таком деле, как увоз Софьи и женитьба на ней.
Такое послушание ошибочно принимается Простаковой за сыновнюю любовь.
Но вот, когда разразилась беда, когда мать лишилась власти и в то
же время возможности заботиться а нем, он, как испуганное животное,
предоставленный самому себе и неспособный действовать своим умом,
Безнадежно и тупо машет рукой и говорит: «По мне куда велят». С
этой минуты, как защитница и руководительница, мать для него уже
не существует, а другого чувства к ней у него не находится. Поэтому,
когда Простакова, в отчаяньи от разразившейся беды, Бросается обнимать
его с криком: «Один ты остался у меня, май сердечный друг, Митрофанушка!»
- в его душе совершенно не находится отклика на порыв материнской
любви, и он грубо ее обрывает: «Да отвяжись, матушка! Как навязалась»...
«Вот злонравия достойные плоды!» нравоучительно замечает Фонвизин
устами Стародума.