Сочинение.
Образы комедии "Недоросль"
Фонвизина
Действие комедии "Недоросль"
развивается в обыкновенной помещичьей усадьбе, в трех верстах от
какого-то города. В комедии одиннадцать действующих лиц. Они отчетливо
распадаются на четыре группы: усадебное дворянство, крепостные слуги,
учителя и городское дворянство (как условно можно назвать четвертую
группу, случайно связанную с усадьбой Простаковых). В центре внимания
автора семья усадебных дворян, быт и нравы которых отдаются на суд
общества.
А. Эерчанинов, Н. Порфиридов
Идейный замысел обусловил состав действующих лиц "Недоросля".
Комедия рисует типичных помещиков-крепостников (Простакавых, Скотинина)
обслуживающих их крепостных слуг (Еремеевну и Тришку), учителей
(Цыфиркина, Кутейкина и Вральмана) и противопоставляет им таких
передовых дворян, какими должно быть, по мнению Фонвизина, все русское
дворянство: на государственной службе (Правдин), в хозяйственной
области (Стародум), на военной службе (Милон). Образ Софьи, умной
и просвещенной девушки, введен, во-первых, для того, чтобы полнее
раскрыть своевольство Простаковой, и, во-вторых, это главная пружина
сюжетной борьбы.
Все образы дворян-помещиков даны Фонвизиным в сатирическом освещении,
что ясно показывает враждебное отношение автора к "злонравным"
крепостникам, принципиальным противникам просвещения, мракобесам.
С. Флоринский
В живых образах Фонвизин типизировал черты быта и нравов дворянского
большинства: тупость и невежество, жадность и деспотизм. Этот страшный
мир бесчеловечных угнетателей народа Фонвизин беспощадно обличает
всей силой своей сатиры. На предположение Стародума, что Вральман,
главный учитель Митрофана, "отстал от лошадей", бывший
кучер отвечает: "Эй, нет, май патюшка, Шифучи с стешним хоспотам,
казалось мне, што я фсе с лошатками".
В противоположность "отрицательным" лицам в комедии выступают
герои добродетельные, "положительные": Стародум, Правдин,
Милон и Софья. Они не входят органически в бытовую картину, созданную
Фонвизиным, но "поставлены около действующих лиц, чтобы своим
светлым контрастом резче оттенить их темные физиономии" (В.О.
Ключевский). Они являются обличителями, раскрывающими идеи самого
автора.