Теремок - детские игры
               
 
 

 

 

 

Сочинения и вопросы по литературе

Сочинение. Правдин, Милон и Софья

У Стародума есть в комедии единомышленник — Правдин. Это член наместничества, чиновник и общественный деятель. В развязке комедии ему принадлежит решающая роль: убедившись в жестокости Простаковой, он берет ее имение в опеку. Такие случаи были редки в ту эпоху, но они были. Для пропаганды взглядов Фонвизина такая развязка комедии была очень важна. Она напоминала правительству, что вопрос об опеке над имениями жестоких помещиков уже поднимался в комиссии 1767 г. и что его необходимо провести в жизнь.
Сравнительно бледными получились в комедии образы Милана и Софьи. объясняется это не только тем, что показ крепостной усадьбы отодвинул их на второй план, но и тем, что реальная действительность не давала писателю материала для создания «положительного» героя в дворянском быту. Милон дан в комедии как идеал молодого дворянина-воина, честного и неустрашимого. Софья нарисована как идеал девушки - дворянки: она и образованна (читает французские книги), и умна (ведет серьезный разговор со Стародумом), и верна в чувстве любви, и благонравна. Софья. в сущности, противопоставляется Митрофанушке как идеал правильного воспитания. Она является как бы живой иллюстрацией педагогических взглядов Стародума, так как воспитал ее именно он. Стародум говорит: «Пошел в отставку, положил я основание твоему воспитанию». И она, и Милон — представители «новой породы» людей. Образы их—антитеза образа Митрофанушки.
Культурный уровень положительных героев комедии подчеркивается их языком. Это книжный, литературный язык эпохи. Даже Софья говорит такими сложными фразами: «Так поэтому надобно, чтобы всякий порочный человек был действительно презрения достоин, когда делает он дурное, знав, что делает». Как люди благовоспитанные, все положительные герои говорят изысканна вежливо: «Вы меня тем очень одолжите» (Софья), «Радуюсь, сделав ваше знакомство» (Правдин) и тп. Для языка Стародума характерны афоризмы, т.е. краткие, сжатые изречения, при помощи которых Стародум как бы отчеканивает свои мысли: «Начинаются чины — перестает искренность» , «В тогдашнем веке придворные были воины, да воины не были придворные» и т.п. Такой утонченно книжный язык положительных героев еще более подчеркивал грубость и некультурность речи Простаковой, Скотинина и Митрофанушки.
А. 3ерчанинов, Н. Порфиридов
Правдин, Милон и Софья обрисованы автором бледнее, схематичнее, чем остальные действующие лица комедии. Они призваны как бы больше для того, чтобы доказать правоту воззрений Стародума и оттенить своим благонравием злонравие Простаковых-Скотининых.
Из этих образов нужно выделить Правдина и несколько подробнее остановиться на нем. Нельзя отрицать, конечно, что в жизни были такие честные, принципиальные и безупречные чиновники, как Правдин, во роль, которую отвел ему Фонвизин в комедии, явно сочинена автором и не соответствует действительности: таких ревизоров помещиков в то время не было. Вводя Правдина в роли чиновника, облеченного полномочиями отбирать у жестоких помещиков имения в опеку, Фонвизин противопоставлял то, что, по его мнению, должно было быть, тому, что на самом деле было в жизни. В армии Суворова встречались и патриотически настроенные, верные своему долгу офицеры вроде Милона; в воспоминаниях людей того времени можно встретить и девушек вроде Софьи. Но все же они были в меньшинстве и более типичными, закономерными в мире дворянства, особенно мел кого, провинциального, были люди типа Простаковых - Скотининых. Оттого-то последние и вышли из-под пера Фонвизина художественно более совершенными и жизненно убедительными, чем образы положительных лиц.
Меньшая жизненность положительных героев сказывается в их языке. Их речь мало индивидуализирована. Все они говорят книжным, литературным языком того времени. Построены фразы довольно тяжеловесно, нередко встречаются галлицизмы (т.е. предложения, построенные по синтаксису французского языка): «Я делаю мою должность» Милон); «Происшествия с человеком ваших качеств никому равно-душны быть не могут [Правдин) и пр. Встречаются слова, значение которых понимается по-старинному [архаизмы): должность вместо обязанность, долг; любочестие - верность чести, долгу и т. п.
С. Флоринский
Правдин - лицо еще менее живое, чем Стародум, но важное для понимания идейного содержания комедии. Правдин выполняет обязанности неподкупного чиновника, выбранного в помощь наместнику для наблюдения за отношением помещиков к крепостным. «Именем правительства» наказывает он Простакову, отбирая в государственную опеку ее дом и деревни. Но, конечно, в действительности такие случаи Были чрезвычайно редкими. Факты помещичьего произвола почти не могли доходить до правительства, потому что крепостным было запрещено жаловаться на господ под страхом ссылки в Сибирь. Чисто внешнее вмешательство Правдина в развязку комедии создавало видимость правительственного вмешательства в дела деревни. Это придавало комедии политическую благовидность. В тоже время традиционно - благополучный конец комедии (порок наказан, добродетель торжествует) показывает не та, что делало правительство в действительности, а то, чем оно должно было бы заняться.
Милон и Софья, нужные главным образом для традиционного в комедиях классицизма любовного сюжета, являются бледными образами «благонравных» молодых людей. Милон отличается «добродетелью, украшенною рассудкам просвещенным»; Софья соединяет в себе «обоих полов совершенства». Это идеализированные представители той «новой породы» людей, которую, хотя и не особенна успешна, но действительно пытались создавать некоторые педагогические заведения и домашнее воспитание по идеям Локка и Руссо.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

почта