Сочинение.
Правдин, Милон и Софья
У Стародума есть в комедии единомышленник
— Правдин. Это член наместничества, чиновник и общественный деятель.
В развязке комедии ему принадлежит решающая роль: убедившись в жестокости
Простаковой, он берет ее имение в опеку. Такие случаи были редки
в ту эпоху, но они были. Для пропаганды взглядов Фонвизина такая
развязка комедии была очень важна. Она напоминала правительству,
что вопрос об опеке над имениями жестоких помещиков уже поднимался
в комиссии 1767 г. и что его необходимо провести в жизнь.
Сравнительно бледными получились в комедии образы Милана и Софьи.
объясняется это не только тем, что показ крепостной усадьбы отодвинул
их на второй план, но и тем, что реальная действительность не давала
писателю материала для создания «положительного» героя в дворянском
быту. Милон дан в комедии как идеал молодого дворянина-воина, честного
и неустрашимого. Софья нарисована как идеал девушки - дворянки:
она и образованна (читает французские книги), и умна (ведет серьезный
разговор со Стародумом), и верна в чувстве любви, и благонравна.
Софья. в сущности, противопоставляется Митрофанушке как идеал правильного
воспитания. Она является как бы живой иллюстрацией педагогических
взглядов Стародума, так как воспитал ее именно он. Стародум говорит:
«Пошел в отставку, положил я основание твоему воспитанию». И она,
и Милон — представители «новой породы» людей. Образы их—антитеза
образа Митрофанушки.
Культурный уровень положительных героев комедии подчеркивается их
языком. Это книжный, литературный язык эпохи. Даже Софья говорит
такими сложными фразами: «Так поэтому надобно, чтобы всякий порочный
человек был действительно презрения достоин, когда делает он дурное,
знав, что делает». Как люди благовоспитанные, все положительные
герои говорят изысканна вежливо: «Вы меня тем очень одолжите» (Софья),
«Радуюсь, сделав ваше знакомство» (Правдин) и тп. Для языка Стародума
характерны афоризмы, т.е. краткие, сжатые изречения, при помощи
которых Стародум как бы отчеканивает свои мысли: «Начинаются чины
— перестает искренность» , «В тогдашнем веке придворные были воины,
да воины не были придворные» и т.п. Такой утонченно книжный язык
положительных героев еще более подчеркивал грубость и некультурность
речи Простаковой, Скотинина и Митрофанушки.
А. 3ерчанинов, Н. Порфиридов
Правдин, Милон и Софья обрисованы автором бледнее, схематичнее,
чем остальные действующие лица комедии. Они призваны как бы больше
для того, чтобы доказать правоту воззрений Стародума и оттенить
своим благонравием злонравие Простаковых-Скотининых.
Из этих образов нужно выделить Правдина и несколько подробнее остановиться
на нем. Нельзя отрицать, конечно, что в жизни были такие честные,
принципиальные и безупречные чиновники, как Правдин, во роль, которую
отвел ему Фонвизин в комедии, явно сочинена автором и не соответствует
действительности: таких ревизоров помещиков в то время не было.
Вводя Правдина в роли чиновника, облеченного полномочиями отбирать
у жестоких помещиков имения в опеку, Фонвизин противопоставлял то,
что, по его мнению, должно было быть, тому, что на самом деле было
в жизни. В армии Суворова встречались и патриотически настроенные,
верные своему долгу офицеры вроде Милона; в воспоминаниях людей
того времени можно встретить и девушек вроде Софьи. Но все же они
были в меньшинстве и более типичными, закономерными в мире дворянства,
особенно мел кого, провинциального, были люди типа Простаковых -
Скотининых. Оттого-то последние и вышли из-под пера Фонвизина художественно
более совершенными и жизненно убедительными, чем образы положительных
лиц.
Меньшая жизненность положительных героев сказывается в их языке.
Их речь мало индивидуализирована. Все они говорят книжным, литературным
языком того времени. Построены фразы довольно тяжеловесно, нередко
встречаются галлицизмы (т.е. предложения, построенные по синтаксису
французского языка): «Я делаю мою должность» Милон); «Происшествия
с человеком ваших качеств никому равно-душны быть не могут [Правдин)
и пр. Встречаются слова, значение которых понимается по-старинному
[архаизмы): должность вместо обязанность, долг; любочестие - верность
чести, долгу и т. п.
С. Флоринский
Правдин - лицо еще менее живое, чем Стародум, но важное для понимания
идейного содержания комедии. Правдин выполняет обязанности неподкупного
чиновника, выбранного в помощь наместнику для наблюдения за отношением
помещиков к крепостным. «Именем правительства» наказывает он Простакову,
отбирая в государственную опеку ее дом и деревни. Но, конечно, в
действительности такие случаи Были чрезвычайно редкими. Факты помещичьего
произвола почти не могли доходить до правительства, потому что крепостным
было запрещено жаловаться на господ под страхом ссылки в Сибирь.
Чисто внешнее вмешательство Правдина в развязку комедии создавало
видимость правительственного вмешательства в дела деревни. Это придавало
комедии политическую благовидность. В тоже время традиционно - благополучный
конец комедии (порок наказан, добродетель торжествует) показывает
не та, что делало правительство в действительности, а то, чем оно
должно было бы заняться.
Милон и Софья, нужные главным образом для традиционного в комедиях
классицизма любовного сюжета, являются бледными образами «благонравных»
молодых людей. Милон отличается «добродетелью, украшенною рассудкам
просвещенным»; Софья соединяет в себе «обоих полов совершенства».
Это идеализированные представители той «новой породы» людей, которую,
хотя и не особенна успешна, но действительно пытались создавать
некоторые педагогические заведения и домашнее воспитание по идеям
Локка и Руссо.