Сочинение
8 класс. «Чувства добрые»
в лирике А. С. Пушкина
При словосочетании
«чувства добрые» на ум неизменно приходят строки из пушкинского
«духовного завещания»:
И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий вех восславил я свободу
И милость к падшим призывал.
Здесь поэт уже твердо уверен в
своей способности «пробуждать» души, тогда как в двадцать лет он
восклицал: «О, если б голос мой умел сердца тревожить!» От юношеских
мечтаний - к зрелому восприятию жизни. На протяжении всего своего
творческого пути Пушкин был певцом «добрых чувств», они пропитали
его лирику, стали ее неизменными спутниками. Глубинный смысл пушкинской
лирики именно в пробуждении самых светлых, самых высоких чувств.
Причем это не громкие лозунги, и именно душевное устремление поэта.
Пушкин - душа, открытая людям, мгновенно откликающаяся на дружбу
и любовь. Он не был основателем русской поэзии, но его всегда называют
первым, когда начинают вспоминать классиков. Он, как никто, бередил
умы и заставлял биться сердца. Пушкин - поэт вне времени, потому
что его переживания и размышления близки и понятны любому современнику.
Можно любить или не любить Пушкина, понимать или не понимать его,
но никто не будет спорить, что от его творений исходит свет, теплота,
добро, что они человечны.
Какие же именно чувства пробуждал (и продолжает пробуждать) Пушкин?
Это чувства, вечные, как сама жизнь,- патриотизм, любовь, дружба,
надежда, вера, пони-мание, сочувствие, благородство, честь, верность
идеалам. Удивительно, что все эти качества были присущи одному человеку,
но тем не менее - это так. Пушкин воплотил их не только в своем
творчестве, но и в себе самом. Нельзя, конечно, идеализировать Пушкина,
каким бы великим поэтом он не был. Как любому человеку, ему присущи
были недостатки. Он ведь был живой, да к тому же человек, жадный
до жизни. Но «хороший», «добрый» человек - вовсе не значит «идеальный».
Можно обладать огромным количеством изъянов, но при этом стремиться
к свету. Пушкин был таким.
Общеизвестно, что особенно дорогими для него чувствами были дружба
и любовь. Характерная черта поэта в том, что он отдавался им без
остатка, они были в каком-то смысле оправданием его существования.
Не нужно долго искать образец «добрых чувств» в той или иной области.
Вот любовь:
Я вас любил так искренно, так нежно,
Как дай вам бог любимой быть другим.
А вот дружба:
Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он как душа неразделим и вечен
-Неколебим, свободен и беспечен,
Срастался он под сенью дружных муз.
И, раз уж речь зашла об этом стихотворении
(«19 октября»), то уместно здесь привести строки из него, посвященные
лицейским учителям, строки, в которых звучат слова во-первых благородного
человека, а во-вторых - истинного христианина:
Наставникам, хранившим юность нашу,
Всем честию, и мертвым и живым,
Кустам подъяв признательную чашу,
Не помня зла, за благо воздадим.
Ведь это христианская мораль: не
помни зла; если тебя ударили по одной щеке - подставь другую. А
христианство - одна из самых гуманных религий по своей сути. Конечно,
нельзя забывать об инквизиции, кровопролитных войнах, косности,
стяжательстве священнослужителей, на ведь основа-то - десять заповедей,
проповеди Христа. К тому же, Пушкин был православным, а это по своей
природе мирная, всепрощающая религия.
Библейская символика изредка встречается у Пушкина. Не будет ошибкой
утверждать, что самое известное стихотворение на библейскую тему
— «Пророк». Оно достаточно полно отражает пушкинский взгляд на призвание
поэта. Долг поэта - священен, ибо идет от бога. Поэт является пророком
в самом широком понимании этого слова, язык его — змеиное жало.
Не приходится сомневаться, что стихотворение, столь грозное по своей
форме, все-таки имеет в первооснове все то же «пробуждение чувств».
Ведь «жечь глаголом сердца людей» значит изрекать истину. А истина,
честность, совесть — высшие нравственные ценности.
Говоря о Пушкине, нельзя не упомянуть о вольнолюбии и патриотизме.
Человек, обладающий этими двумя качествами, - достойный, прекрасный,
благородный человек. Только люди с тонкой душевной организацией,
с обостренным восприятием действительности тяготятся отсутствием
свободы. Пушкин, в душевных качествах которого не приходится сомневаться,
был страстным свободолюбцем, тем более, что художник и не может
творить, будучи зависимым от чего бы то ни было. Пример тому - советские
времена, когда гениальнейших поэтов заставляли писать высокопарные
оды, прославляющие государство, вождя. Сейчас стихов этих никто
не помнит.
Но вернемся к Пушкину. Он стремился к свободе, более того — призывал
к ней других. Правда, зачастую его постигало разочарование: «Зачем
стадам дары свободы?» Тем не менее вольнолюбивая пушкинская лира
не умолкала никогда.
Наконец, патриотизм, самая высшая форма любви, занимает немалое
место в лирике Пушкина. Говорить об этом, цитировать, пытаться доказать,
подтвердить любовь поэта к Отчизне бесполезно. Все сказано им самим.
Россия и всегда только Россия — главная муза Пушкина и его святой
идеал. Ох служил ей всю жизнь и в этом служении воплотились все
«чувства добрые» — и дружба, и любовь, и свободолюбие - все.
Лирика Пушкина в самом деле делает добрее, лучше, очищает и утешает
в горькую минуту Стоит прочесть несколько стихотворений не по принуждению,
а по доброй воле - и Пушкин перестает быть хрестоматийным поэтом,
а становится своим, родным, близким и понимающим.