Сочинение 
              9 класс. Вам жалко Печорина? 
                
                   Я никогда не испытывала к Печорину жалости. 
              Два основных чувства, которые он вызывает во мне, - это уважение 
              и сочувствие. А сочувствие вовсе не равно жалости или состраданию. 
              Мое твердое убеждение состоит в том, что жалеть можно только жалких 
              людей: глупых, нищих, раболепствующих. Но к человеку достойному 
              и благородному можно испытывать только сочувствие. 
              Печорин в моем понимании - именно такой достойный и благородный 
              человек. Я восхищаюсь им. Восхищаюсь не тем, конечно, как он ведет 
              себя (его поведение часто высокомерно или вызывающе). И не его циничным 
              отношением к жизни. Но мне кажется, что его уверенность в себе, 
              хладнокровие, ум, аристократизм и склонность к самоанализу достойны 
              восхищения. 
              Как же получилось, что человек, обладающий подобными достоинствами, 
              встал на неверный путь? Как вышло, что этот ум, этот талант, этот 
              характер принесли столько горя, бед и разочарований окружающим? 
              здесь невозможен однозначный ответ. Нужна проследить всю историю 
              жизни Печорина и его отношений с людьми, чтобы хоть немного понять, 
              как он стал таким, каким стал. Только это поможет понять, почему 
              же нельзя испытывать к этому человеку такое чувство, как жалость. 
              
              Сам Печорин утверждал, что люди видели в нем дурные черты, и в конце 
              концов он стал обладать этими чертами. В это сложно поверять. Он 
              - слишком сильный характер, чтобы поддаваться чужому влиянию. Скорее 
              всего, это оправдание, придуманное Печориным самому себе. В нем, 
              конечно же, изначально были заложены те свойства характера, которые 
              позднее переросли в холодность, расчетливость, эгоизм и душевную 
              черствость. 
              Впрочем, можно предположить, что то лицемерное и претенциозное общество, 
              в котором с ранней юности вращался Печорин, заставило эту чуткую 
              и нервную натуру замкнуться в себе. Возможно, склонность Печорина 
              к экспериментам над собой и над людьми вызвана тоской по живой жизни 
              и по живому общению. 
              На мой взгляд, беда Печорина состоит в том, что он, от природы способный 
              испытывать глубокие чувства, искреннюю любовь, ни разу за всю жизнь 
              не встретил человека, достойного этой любви. Кто-то скажет, что 
              в его жизни были Максим Максимыч, Бэла, Мери, наконец, Вера. На 
              Максим Максимыч, Бэла и Мери - слишком слабые натуры, слишком «средние» 
              люди, чтобы долго вызывать интерес Печорина. Даже Вера - самая сильная 
              и привлекательная из всех женщин героя - не смогла стать для него 
              тем якорем, который позволит не оторваться от общества людей. 
              То, что мучает Печорина постоянно и неотступно,- невозможность найти 
              смысл своего существования. А ведь все жизненные искания персонажа 
              сводятся к столь легко формулируемой и столь трудна решаемой задаче 
              - найти пресловутый смысл жизни. Вновь и вновь Печорин приходит 
              к выводу, что в принципе Жизнь бессмысленна. Никто после смерти 
              человека не оценит то, что он созидал в течение всей жизни. В глазах 
              Печорина все человеческие деяния (в том числе и его собственные) 
              ничтожны. Вот почему он не пытается чего-то добиться. Вот почему 
              главным и почти единственным движущим мотивом в жизни Печорина является 
              обычное любопытство. 
              Ему любопытно, как люди поступят в той или иной ситуации. Это не 
              последняя причина, почему он влюбляет в себя Мери, конфликтует с 
              Грушницким, увозит Бэлу, едет в лодке вместе с девушкой-контрабандисткой. 
              Все это - из любопытства, из желания в очередной раз поиграть с 
              судьбой. 
              Но - увы - ничего интересного или нового наблюдения Печорина не 
              приносят. И им овладевает равнодушие тем более страшное, что оно 
              распространяется даже на отношение к жизни и смерти. Да, смерть 
              не страшна Печорину, а причиной тому вовсе не храбрость и хладнокровие 
              (этого, впрочем, не отнимешь у него), а все то же равнодушие. 
              Итак, Печорин вовсе не жалок, поэтому жалость вызывать не может. 
              Но сочувствие к его смертельной разочарованности во всем естественно. 
              Да, я искренне сочувствую этому человеку. Лермонтов утверждал, что 
              Печорин состоит из пороков. Я же считаю, что, как любой персонаж 
              хорошего литературного произведения, герой стал существовать независимо 
              от воли автора. У него столько же достоинств, сколько пороков. Он 
              стоит выше толпы. Он никогда не найдет понимания и любви среди своих 
              современников. Не найдет именно в силу того, что выше и лучше их 
              во многих отношениях. Вот почему я, хоть и осуждаю многие поступки 
              Печорина, все же уважаю его ум, восхищаюсь его характерам и сочувствую 
              его судьбе.