Сочинение
9 класс. Две системы жизненных ценностей: монологи Чацкого и Фамусова
Пьеса «Горе от ума строится на многочисленных
противопоставлениях: Чацкого с Софьей, Чацкого с Молчалиным, Чацкого
с Фамусовым. Но последнее противостояние - не просто спор двух людей,
приверженцев различных точек зрения. Это гораздо больше, ведь оба
героя суть представители нового и старого мира, прогрессивного общества
и общества косного.
Чацкий появляется в пьесе как уже знакомое нам лицо. Первый отзыв
о нем мы слышим от служанки Лизы:
... Кто так чувствителен, и весел, и остер,
Как Александр Андреич Чацкий.
Если эта краткая характеристика и не вызовет заочной
симпатии к герою, то, несомненно, возбудит живой интерес в читателе.
Что же это за человек? Ждать ответа приходится недолго: очень скоро
Чацкий появляется лично. Он - как свежий ветер, который ворвался
в душное помещение, молодой, энергичный, влюбленный. Конечно, такой
герой располагает к себе.
С другой стороны, Фамусов. Поначалу он не производит впечатления
ни отталкивающего, ни притягательного. Более того, реплики его подчас
остроумны, и возникает легкое недоумение: неужели автор хотел противопоставить
ум Чацкого глупости Фамусова? Но ответ очень прост: не глупости,
а косности, даже, можно сказать, закостенелости взглядов противопоставляется
ум. Да и уместно ли употреблять здесь слово «ум»? Пушкин, например,
вообще отказывал Чацкому в этом достоинстве, называя единственным
умным действующим лицом самого Грибоедова. Чацкий так же упрям,
а, лучше сказать, уперт, как и Фамусов. И ни один из них, сколько
бы ни твердил о своем, ни на йоту не переубедит другого. Дело в
том, что каждый из них не просто имеет свою точку зрения. Нет. У
каждого своя система жизненных ценностей, своя шкала, по которой
они оценивают людей и поступки. Все это глубоко укоренилось как
в одном, так и во втором, и это, пожалуй, единственное, что их роднит.
Итак, Фамусов. Человек солидного возраста, а, стало быть, имеющий
укоренившиеся привычки и представления о том, что правильно, а что
нет. Лучше всего оценить Фамусова позволяют его собственные реплики.
Вот, например, типично фамусовский постулат:
Но память по себе намерен кто оставить
Житьем похвальным, вот пример:
Покойник был почтенный камергер
С ключом, и сыну ключ умел доставить,
Богат, и на богатой был женат, переженил детей, внучат,
Скончался, все о нем прискорбно вспоминают.
Как ясно в этих строках раскрываются жизненные
устремлёния героя! Уметь пристроить детей, заключить удачный брак,
приумножить состояние. Еще ярче - рассказ Фамусова о неком Максиме
Петровиче, умевшем в нужный момент прогнуться перед вышестоящими,
и явное восхищение этим умением. В ответ на призыв Фамусова следовать
примеру отцов Чацкий отвечает язвительным и беспощадным описанием
жизни старшего поколения:
Как тот и славился, чья чаще гнулась шея,
Как не в войне, а в мире, брали лбом,
Стучали об пол, не жалея!
И дальше:
Прямой был вех покорности и страха,
Все под личиною усердия к царю.
С этого момента уже начинается прямое и неприкрытое
столкновение двух героев. Фамусов твердо убежден в том, что устои,
по которым живет их общество, незыблемы. Он ведь родился, рос и
жил в этом чопорном обществе, не представляя себе иной жизни. Да
и как он может ее себе представить, если все книги для него «блажь»
и он почитает за лучшее сжечь их. Ему не интересно знать что-то,
что стоит вне его узкого кругозора. В этом и есть его коренное отличие
от Чацкого: тот, напротив, стремится к знаниям, черпает их отовсюду
и ненавидит невежество.
Конфликт двух героев с каждым действием разгорается все больше.
Фамусов, как человек ограниченный, в их спорах все вертится вокруг
одной темы: положение в обществе, благопристойность, соответствие
рамкам морали. Все твердит одно и то же: «по отцу и сыну честь»,
«на всех московских есть особый отпечаток». На что Чацкий, раздражаясь
все больше (он несдержан, в этом его слабость), говорит про Москву:
«Дома новы, но предрассудки стары». Это, впрочем, можно сказать
не только об отдельно взятом городе, но обо всей стране, не боясь
ошибиться.
Фамусов начинает обвинять Чацкого в каких-то несуществующих проступках,
на что тот отвечает своей знаменитой фразой: «А судьи кто?» Действительно,
кто судит Чацкого? Кто провозглашает его сумасшедшим? Да то самое
общество, которое не видит ничего вокруг себя, которое живет сплетнями
и пересудами, кругозор которого до смешного узок. Да какое право
они имеют судить человека, который на голову выше их, который пусть
не идеален, но достоин всяческого уважения? Мировоззрение Чацкого
- результат путешествий, учения, чтения книг, общения. Он свободен
от рамок, которые сковывают «светского» человека. Может быть, окружающие
чувствуют то, что Чацкий стоит выше их и не желает жить по этим
глупым канонам: «во вторник зван я на форели..., в четверг я зван
на погребенье». Он не разделяет взглядов окружающих людей, не лицемерит
и не пытается подстроиться под них. В любые времена и в любом обществе
белых ворон презирают. Так и Чацкий становится изгоем. Но, даже
уезжая из дома Фамусова, прославленный сумасшедшим, он сохраняет
достоинство:
Безумным вы меня прославили всем хором!
Вы правы: из огня тот выйдет невредим,
Кто с вами день пробыть успеет,
Подышит воздухом одним,
И в нем рассудок уцелеет.
А теперь вспомним, что говорит вслед уехавшему
Чацкому Фамусов: Ах! боже мой! что станет говорить Княгиня Марья
Алексевна! В этом весь Фамусов. Ему важно, что скажет никому не
нужная княгиня. Он даже не понял, какого высокого полета личность
приютил он у себя в доме и ославил безумцем. Наверное, поэтому и
не сойдутся никогда два этих антипода - Чацкий и Фамусов, ведь один
из них - личность, а другой - ничтожный человек, полностью растворившийся
в окружающей его трясине.