Сочинение
9 класс. Как
понимает свободу герой ранних романтических рассказов М.Горького
Свобода - одно из ключевых понятий творчества Горького. Она принадлежит
к числу тех непререкаемых истин и неизменных идеалов, ради которых,
собственно, и писал Горький. У него нет ни одного, самого миниатюрного
рассказа, написанного для того лишь, чтобы отточить свое литературное
мастерство. Во всех его произведениях, в том числе в ранних рассказах,
важна идея.
Ни один рассказ не иллюстрирует понимание свободы с такой наглядностью,
как «Песня о Соколе», где противопоставлены философия Ужа и Сокола,
раба и свободной личности. Уж практичен и благонамерен. Его даже
нельзя осуждать, он вовсе не отрицательный герой. Он искренне недоумевает,
зачем нужно стремиться в пустое небо, если там нет главных условий
благополучного существования: пищи, тепла, дома. Более того - Уж
честно пробует взлететь. Не его вина, что «рожденный ползать - летать
не может». И он приходит к единственно доступному для него выводу
о том, что прелесть полета состоит в падении на твердую, надежную
землю. Уж - обыватель, раб привычек. Такой категории, как свобода,
для него вообще не существует, поэтому он и не может стремиться
к ней.
Соколу дано летать. В этом - его жизнь. Если Соколу подрезать крылья,
то он умрет, поэтому он предпочитает разбиться, чем опуститься на
землю, чтобы быть вечно прикованным к ней. Полет - это свобода,
земля - неволя, предназначенная только для обитания Ужей. Сокол
благороден и прекрасен в своем величии, в своем стремлении к свободе,
полету, свету и независимости от идеалов Ужа. Постигнув свободу,
уже нельзя вернуться к прежней жизни, поэтому для Сокола смерть
в попытке последний раз полететь прекрасней, чем самая долгая жизнь
в сытости и уюте.
Герой, подобный Соколу,- Лойко 3обар из «Макара Чудры». Рассказчик,
поведав автору о событиях давнего прошлого, придал былому характерные
свойства легенды, что выразилось в романтическом ореоле, сияющем
вокруг главного героя легенды. В рассказе ставится вопрос: чем жить
человеку? Ответ автора прост: тем могучим и прекрасным, что заключено
в его душе. А в душе такого человека, как Лойко, заключено многое:
сила, величие, благородство, человеческое достоинство и - неукротимое
стремление к свободе. Это стремление столь велико, что приводит
к смерти. Лойко, конечно, слишком горд, чтобы покориться Радде и
пасть к ее ногам, поэтому у него есть лишь один выход. Если бы Лойко
не поступил так, как поступил, не убил бы Радду и не обрек бы себя
на смерть от руки ее отца, то он не был бы достоин называться свободным
цыганом. Пусть уж будет такая свобода, несущая гибель, чем никакой.
Свобода для цыгана - единственное богатство, он хранит его, как
иной скупец свое золото.
Нельзя, вспомнив о свободе, не упомянуть хрестоматийную «Старуху
Изергиль». Все герои этого рассказа свободны, все стремятся сохранить
это ощущение любой ценой, но насколько же по-разному это отражается
в их судьбах? Объединяет героев одно: все они заплатили немалую
цену, для того, чтобы достигнуть своего идеала. Ларра обрел свободу,
но никогда не был счастлив ею, потому что свобода в одиночестве
- худшая неволя, когда ты находишься взаперти у собственной души.
Изергиль всю жизнь живет «кукушкой», не желая терять свободу, но
поскольку вся жизнь ее проникнута любовью к людям, то свобода ей
не в тягость, а в радость, ведь она никогда, даже в глубокой старости,
не была одинока. Данко не хочет независимости и счастья для себя,
он хочет дать это своему народу. И достигает своей цели только путем
собственной гибели, но разве не высшая степень свободы – пожертвовав
свое сердце для людей, остаться жить вечно в памяти поколений?
Однако все названные герои - сказочны, аллегоричны. А ведь огромная
часть раннего творчества Горького была посвящена судьбам простого
нищего люда, босяков. Тот, кто скажет, что в душах этих забитых
жизнью людей не живет чувство свободы, ошибется. Тот, кто назовет
их свободными в силу того, что они ничего не имеют за душой и не
привязаны к месту, ошибется также. Свобода в горьковском понимании
не является физической категорией. Главное в его «простых» героях
- стремление быть человеком.
Среди всех героев из рассказов о босяках («Два босяка», «Нищенка»,
«Однажды осенью», «На соли») особенно запоминающимся персонажем
стал Челкаш из одноименного рассказа. Он, будучи человеком нижайшего
социального сословия, остается личностью свободной. Свободной в
том смысле, что он лишен многих дурных привязанностей, свойственных
босякам. Он честен, благороден и щедр. Он свободен от заботы о деньгах,
как Сокол - от заботы о пище. Конечно, будущее принадлежит таким
людям, как Челкаш, а не «честным», «благонамеренным» крестьянам
вроде Гаврилы, согнувшимся под гнетом своих мелких страстишек. Все
романтические герои Горького свободны от житейских страстей, будучи
обуреваемы совсем другими чувствами.
Жажда настоящей жизни и света объединяет героев ранних произведений
Горького, как нельзя яснее раскрывая позицию самого автора - важнее
свободы нет на свете ничего.