Сочинение
9 класс. Как Фонвизин высмеивает невежество в пьесе "Недоросль"
Уже в само название пьесы «Недоросль» вынесена тема воспитания.
Конечно, ею далеко не исчерпывается все богатство произведения Фонвизина,
но зато автору предоставлена прекрасная возможность показать невежество
и необразованность многих его современников.
Еще Гоголь замечал, что, хотя «Недоросль» и кажется карикатурой
на все русское, тем не менее, в пьесе нет ничего карикатурного.
«Все взято живьем с природы», все - чисто русское. Поэтому, какими
бы смешными и нелепыми не казались нам порой реплики героев, мы
должны помнить, что над ними следовало бы скорее плакать. У нас
нет оснований не доверять оценке Гоголя и, следовательно, как это
ни ужасно, мы должны воспринять Простакову, Скотинина, Митрофана
не только как литературные типы, но и как портреты, нарисованные
с натуры.
Вот перед нами Митрофан. Правдин спрашивает его, является ли слово
дверь именем существительным или прилагательным. На что Митрофан
не без своеобразной находчивости отвечает, что дверь - имя прилагательное,
поскольку она приложена к своему месту. Находчивость находчивостью,
но какое дикое невежество! Митрофан не скрывает его, нисколько не
стыдится. Он-то не видит никакого ужаса в том, что чего-то не знает,
а все потому, что не осознает смысла самого процесса обучения. Действительно,
зачем знать географию, если извозчик довезет тебя в нужное место?
Эта логика Простаковой, порожденная невежеством и тупостью, ничем
не пробиваема, одета в броню. Разве могут какие-то аргументы, пусть
самые убедительные, воздействовать на человека с подобной логикой?
Разве можно о чем-то серьезно говорить с тем, кто испытывает ужас,
увидев, что «деушки читают»?
Прастакова и Скотинин - рьяные защитники патриархального уклада
жизни. Они живут по законам, завещанным им родителями. А отец Скотининых,
как мы помним, имел одно убеждение: ... не будь тот Скотинин, кто
чему-нибудь учиться захочет. И все же Прастакова, поддаваясь влиянию
века, решила подчиниться печальной для них необходимости обучать
своего ребенка. Неудивительно, что они подбирают сыну таких наставников,
как Вральман, Цыфиркин и Кутейкин. Их не интересует профессиональный
уровень учителей, они по-прежнему не признают грамоту. По этой причине
все учителя у Митрофанушки - как на подбор.
«По-французски и всем наукам» Простакова-младшего обучает Адам Вральман,
немец. Им родители весьма довольны, ведь он «робенка не неволит».
Вряд ли он мог чему-нибудь научить Митрофанушку, даже если бы очень
старался. Вральман оказывается кучером, что, в общем-то, не особенно
удивляет читателя. Он, в конце концов, и возвращается в кучера к
Стародуму. Самое печальное, что такие ситуации действительно часто
случались в те времена. В гувернерах мог служить кто угодно: кучер,
парикмахер, дьячок, беглый солдат.
Не лучше Вральмана и Цыфиркин с Кутейкиным. Они также не отличаются
особенными познаниями в тех предметах, которые преподают: Цыфиркин
в «арихметике», а Кутейхин в риторике. Неудивительно: один - отставной
солдат, другой - незадачливый семинарист. Хотя они и могли бы чему-нибудь
научить более способного ребенка, чем Митрофан. Но тот не желает
впитывать знания. Да и как у него может возникнуть тяга к учению,
когда мать всячески подавляет ее? По ее мнению, все, чему обучают
сына - не более, чем «дурацкая наука». К чему утруждать себя ею?
Простаховы и скотинины несут свою непросвещенность, как знамя. Опасно
то, что они распространяют свое невежество дальше. Они учат и сына
своему восприятию жизни. Если, к несчастью, у Митрофана будут дети,
то невежество будет распространяться и дальше.
Фонвизин высмеял невежество во всеуслышание и очень ядовито. Иногда
возникает ощущение, что он слишком уж преувеличивает. Но только
так и возможно автору бороться с человеческими пороками. Конечно,
мы живем в гораздо более просвещенный вех, чем давно минувший ХVIII,
но и в наше время есть люди невежественные. Им не мешало бы прочесть
«Недоросля» и узнать в нем себя.