Сочинение.
"Ум - способность только материальная, душа же живет тем, что
нашептывает ей сердце..." (Ф.М. Достоевский). (По роману И.С.
Тургенева "Отцы и дети")
Можно ли найти спокойствие в нашем мире? Или для того, чтобы обрести
успокоение, мы должны удалиться куда-нибудь в безлюдное место, например,
в пустыню? Но невозможно отгородиться от мира и от людей. Следует
научиться в нем жить, а не обосабливаться от него. А это очень сложно,
потому что душа часто не прислушивается к разуму. Душа способна
слышать лишь свое сердце.
Умный человек
тот, кто понимает, что настоящий покой можно найти в своем сердце.
Даже если мы отгородимся от мира, нас все равно будет что-то тревожить:
воспоминания, страх будущего или тревога о близких. Мы не узнаем
покоя, пока не ощутим его внутри себя. Жизнь наша изменчива как
погода: то льет дождь, то выглядывает солнце. Уметь ориентироваться
в разных жизненных ситуациях очень важно. Для этого нам недостаточно
одного ума, нужно еще и сердце. Научившись видеть сердцем, мы обретаем
покой.
Не все
понимают это. Как тяжело порой бывает умным людям, не захотевшим
заглянуть в глубины своей души. Часто такая позиция приводит к трагедии.
Не захотел прислушаться к своему сердцу главный герой романа И.С.
Тургенева «Отцы и дети». В Евгении Базарове соединились всевозможные
противоречивые качества: способность к практическому действию, привычка
к труду и потребность в нем, и в то же время, какое-то бездействие
и инертность, когда дело касается его самого. Решительность характера,
внутренняя уверенность в себе — ценные качества, диктуемые умом
и волей с одной стороны; практицизм, не оставляющий место романтике,
убежденность в неспособности к глубоким чувствам, к восприятию красоты
искусства и природы — с другой.
Понаблюдаем
за высказываниями главного героя и составим мнение о его жизненном
представлении: «Порядочный химик в двадцать лет получше всякого
поэта»; «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник»;
«Это все романтическая чепуха, гниль, художество»; «По моим наблюдениям,
свободно мыслят между женщинами только уроды…» И подобных высказываний
много.
Базаров
выступает за науку, связанную с жизнью, с народом. Он не терпит
форм аристократической вежливости: «позвольте полюбопытствовать»,
«не имею чести знать». Их часто употребляет Павел Петрович. Базаров
посмеивается над Кирсановым, отвечая ему с иронией. Базаров против
игры словами, он терпеть не может иностранных слов. И в то же время
герой сам противоречит себе. В его речи все время встречаются слова
иноязычного происхождения.
Евгений
— очень сложный и противоречивый человек. Да, он не владеет красноречием,
но его реплики очень лаконичны и понятны каждому. Базарова привлекают
естественные науки, он презирает все, что говорит об отсталости
и невежестве. Он относит себя к народной среде и иронизирует над
высокими чувствами. Базаров — материалист до мозга костей. Но, приглядишься
повнимательней, и окажется, что герой имеет свои уязвимые стороны
характера. Его реальная способность, мыслить здраво, уступает место
полету фантазии, душе, живущей по законам сердца. И тогда никакая
теория, никакие знания не помогают. «Он задыхался; все тело его
видимо трепетало. Но это было не трепетание юношеской робости, не
сладкий ужас первого признания овладел им: это страсть в нем билась,
сильная и тяжелая страсть, похожая на злобу и, быть может, сродни
ее…». Вот противоречивое состояние человека. Базаров осознает, что
любит Одинцову. Это чувство его раздражает и мучит. Человек, называвший
любовь «непростительной дурью», полюбил. Он делает безуспешные попытки
убежать, укрыться от этого нового захватывающего чувства. Но сил
не хватает: «Кровь его загоралась, как только он вспоминал о ней;
он легко сладил бы со своей кровью, но что-то другое в него вселилось,
чего он никак не допускал, над чем всегда трунил, что возмущало
всю его гордость». Базаров опять противоречит себе. В разговоре
с Анной Сергеевной он выражает свое негодование и презрение к любви,
а стоит ему остаться наедине с собой, он понимает, что бороться
бесполезно, он влюблен. Практичный материалист Базаров мечтает о
нежности и стыдится этого чувства. Но у этой любви нет продолжения.
Герой, возвратившись в родительский дом, так и не может обрести
душевный покой: «Странная усталость замечалась во всех его движениях,
даже походка его, твердая и стремительно смелая, изменилась. Он
перестал гулять в одиночку и стал искать общества; пил чай в гостиной,
бродил по городу с Василием Ивановичем… Базаров стремится возвратить
то душевное равновесие, которым он обладал до встречи с Одинцовой.
Сердце подсказывает Базарову, что он должен отбросить все свои прежние
доводы и окунуться в омут любви с головой. Но это означает то, что
сердце берет вверх над умом — этой материальной способностью мыслить.
Допустить этого Базаров не может; он порывает с Одинцовой. Практичный
ум героя оказался способен на великую любовь, она перевернула всю
его жизнь. В продолжение всего романа герой постоянно ведет борьбу
с самим собой, боится потерять свою гордость, стремится преодолеть
душевные муки.
Базаров
— несчастный человек. Он не выдерживает гонку жизни. Герой не захотел
прислушаться к голосу своего сердца, иначе бы он услышал: «Стань
счастливым, счастье откроет тебе тот заржавелый замок, к которому
не подошел ни один ключ».
Как часто
люди отказываются от своего счастья, не прислушиваются к голосу
сердца, а потом горько об этом жалеют. Мы должны научиться управлять
собой. И только тогда, когда наши ум и сердце будут находиться в
гармонии, жизнь каждого будет подобна расцветающему весной саду.