Теремок - детские игры
               
 
 

 

 

 

Сочинения и вопросы по литературе

Сочинение. "Ум - способность только материальная, душа же живет тем, что нашептывает ей сердце..." (Ф.М. Достоевский). (По роману И.С. Тургенева "Отцы и дети")

    Можно ли найти спокойствие в нашем мире? Или для того, чтобы обрести успокоение, мы должны удалиться куда-нибудь в безлюдное место, например, в пустыню? Но невозможно отгородиться от мира и от людей. Следует научиться в нем жить, а не обосабливаться от него. А это очень сложно, потому что душа часто не прислушивается к разуму. Душа способна слышать лишь свое сердце.
   
Умный человек тот, кто понимает, что настоящий покой можно найти в своем сердце. Даже если мы отгородимся от мира, нас все равно будет что-то тревожить: воспоминания, страх будущего или тревога о близких. Мы не узнаем покоя, пока не ощутим его внутри себя. Жизнь наша изменчива как погода: то льет дождь, то выглядывает солнце. Уметь ориентироваться в разных жизненных ситуациях очень важно. Для этого нам недостаточно одного ума, нужно еще и сердце. Научившись видеть сердцем, мы обретаем покой.
   
Не все понимают это. Как тяжело порой бывает умным людям, не захотевшим заглянуть в глубины своей души. Часто такая позиция приводит к трагедии. Не захотел прислушаться к своему сердцу главный герой романа И.С. Тургенева «Отцы и дети». В Евгении Базарове соединились всевозможные противоречивые качества: способность к практическому действию, привычка к труду и потребность в нем, и в то же время, какое-то бездействие и инертность, когда дело касается его самого. Решительность характера, внутренняя уверенность в себе — ценные качества, диктуемые умом и волей с одной стороны; практицизм, не оставляющий место романтике, убежденность в неспособности к глубоким чувствам, к восприятию красоты искусства и природы — с другой.
   
Понаблюдаем за высказываниями главного героя и составим мнение о его жизненном представлении: «Порядочный химик в двадцать лет получше всякого поэта»; «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник»; «Это все романтическая чепуха, гниль, художество»; «По моим наблюдениям, свободно мыслят между женщинами только уроды…» И подобных высказываний много.
   
Базаров выступает за науку, связанную с жизнью, с народом. Он не терпит форм аристократической вежливости: «позвольте полюбопытствовать», «не имею чести знать». Их часто употребляет Павел Петрович. Базаров посмеивается над Кирсановым, отвечая ему с иронией. Базаров против игры словами, он терпеть не может иностранных слов. И в то же время герой сам противоречит себе. В его речи все время встречаются слова иноязычного происхождения.
   
Евгений — очень сложный и противоречивый человек. Да, он не владеет красноречием, но его реплики очень лаконичны и понятны каждому. Базарова привлекают естественные науки, он презирает все, что говорит об отсталости и невежестве. Он относит себя к народной среде и иронизирует над высокими чувствами. Базаров — материалист до мозга костей. Но, приглядишься повнимательней, и окажется, что герой имеет свои уязвимые стороны характера. Его реальная способность, мыслить здраво, уступает место полету фантазии, душе, живущей по законам сердца. И тогда никакая теория, никакие знания не помогают. «Он задыхался; все тело его видимо трепетало. Но это было не трепетание юношеской робости, не сладкий ужас первого признания овладел им: это страсть в нем билась, сильная и тяжелая страсть, похожая на злобу и, быть может, сродни ее…». Вот противоречивое состояние человека. Базаров осознает, что любит Одинцову. Это чувство его раздражает и мучит. Человек, называвший любовь «непростительной дурью», полюбил. Он делает безуспешные попытки убежать, укрыться от этого нового захватывающего чувства. Но сил не хватает: «Кровь его загоралась, как только он вспоминал о ней; он легко сладил бы со своей кровью, но что-то другое в него вселилось, чего он никак не допускал, над чем всегда трунил, что возмущало всю его гордость». Базаров опять противоречит себе. В разговоре с Анной Сергеевной он выражает свое негодование и презрение к любви, а стоит ему остаться наедине с собой, он понимает, что бороться бесполезно, он влюблен. Практичный материалист Базаров мечтает о нежности и стыдится этого чувства. Но у этой любви нет продолжения. Герой, возвратившись в родительский дом, так и не может обрести душевный покой: «Странная усталость замечалась во всех его движениях, даже походка его, твердая и стремительно смелая, изменилась. Он перестал гулять в одиночку и стал искать общества; пил чай в гостиной, бродил по городу с Василием Ивановичем… Базаров стремится возвратить то душевное равновесие, которым он обладал до встречи с Одинцовой. Сердце подсказывает Базарову, что он должен отбросить все свои прежние доводы и окунуться в омут любви с головой. Но это означает то, что сердце берет вверх над умом — этой материальной способностью мыслить. Допустить этого Базаров не может; он порывает с Одинцовой. Практичный ум героя оказался способен на великую любовь, она перевернула всю его жизнь. В продолжение всего романа герой постоянно ведет борьбу с самим собой, боится потерять свою гордость, стремится преодолеть душевные муки.
   
Базаров — несчастный человек. Он не выдерживает гонку жизни. Герой не захотел прислушаться к голосу своего сердца, иначе бы он услышал: «Стань счастливым, счастье откроет тебе тот заржавелый замок, к которому не подошел ни один ключ».
   
Как часто люди отказываются от своего счастья, не прислушиваются к голосу сердца, а потом горько об этом жалеют. Мы должны научиться управлять собой. И только тогда, когда наши ум и сердце будут находиться в гармонии, жизнь каждого будет подобна расцветающему весной саду.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

почта