Сочинение
по картине И.Е. Репина и И.К. Айвазовского «Пушкин у моря» («Прощание
Пушкина с Чёрным морем»)
Не так уж часто случается, что одно
произведение искусства создаётся сразу несколькими художниками.
К числу таких шедевров относится картина «Пушкин у моря» иначе «Прощание
Пушкина с Чёрным морем», созданная в соавторстве двумя выдающимися
художниками — И.Е. Репиным и И.К. Айвазовским.
Илья Ефимович Репин (1844-1930), по его собственным словам, писал
картины, сюжеты для которых брал «из животрепещущей жизни». Он —
мастер драматических ситуаций, выразительных характеров.
Пожалуй, самая известная его работа — картина «Бурлаки на Волге»,
ставшая своего рода символом непосильного труда, тяжкой доли русского
народа.
Иван (Ованес) Константинович Айвазовский (1817-1900) писал в основном
морские пейзажи (таких художников называют маринистами). Вероятно,
это во многом связано с впечатлениями детства, проведённого вблизи
моря, в Феодосии, где жили родители будущего живописца. Также рисовал
батальные сцены прямо на месте непосредственных боевых действий.
Айвазовский написал несколько тысяч работ и достиг успеха, редкого
даже для знаменитого художника — получил звание контр-адмирала.
Айвазовский был ещё студентом Академии художеств, когда Пушкин обратил
внимание на его пейзажи и высоко отозвался о мастерстве молодого
художника. Айвазовский был очень растроган похвалой великого поэта,
перед талантом которого он преклонялся. В детстве Айвазовский мельком
видел Пушкина, и образ поэта произвёл на будущего художника большое
впечатление. В 1836 г. состоялось знакомство молодого художника
и уже известного на всю Россию поэта. Эта встреча сыграла большую
роль в творчестве Айвазовского, который впоследствии создал целый
цикл картин, посвящённых Пушкину.
На картине «Прощание Пушкина с Чёрным морем» пейзаж выполнен Айвазовским,
а фигура Пушкина — Репиным. Репину и впоследствии довелось рисовать
Пушкина. Картина «Пушкин на лицейском экзамене в Царском Селе 8
января 1815 года» стала одной из известнейших работ Репина.
Совместная работа Айвазовского и Репина, безусловно, перекликается
со стихотворением Пушкина «К морю»:
Прощай, свободная стихия!
В последний раз передо мной
Ты катишь волны голубые
И блещешь гордою красой.
Как друга ропот заунывный,
Как зов его в прощальный час,
Твой грустный шум, твой шум призывный
Услышал я в последний раз.
Это стихотворение, написанное в 1824 г., стало завершающим произведением
периода южной ссылки поэта. Строки это стихотворения появились ещё
в Одессе, но завершено оно было в Михайловском.
На картине Айвазовского и Репина Пушкин изображён на фоне сурового
романтического пейзажа. Нагромождение скал — громадные глыбы словно
небрежно свалены в бесформенную кучу рукой великана — а вокруг пенятся
волны. Фигура Пушкина помещена почти в центр картины. Поэт в чёрной
одежде, которая контрастирует с фоном, выполненным в серых и белёсых
тонах. Левой рукой поэт опирается о скалу, в правой руке держит
шляпу. Правая руку отведена в сторону — поэт словно бы жестом прощается
с беспокойной стихией, что столь близка его душе. За спиной Пушкина
ветер треплет полы плаща, придавая им сходство с крыльями. Поэт
вдохновенно смотрит вдаль — возможно, в его уме уже начали складываться
строки стихотворения.
Сумрачность пейзажа словно вторит настроению поэта и в то же время
подчёркивает его величие, что сродни величию вечной стихии. Небо
и море выполнены в сходных красках, только оттенки пенящейся воды
более холодные, голубоватые, а небо просвечивает розоватыми отблесками,
сизые пятна предвещают непогоду.
Море возле скал, на которых стоит Пушкин, почти белое от пены; ближе
к горизонту — тёмное, мрачное. Скалы — три глыбы в правом нижнем
углу картины — серого цвета, их грани, трещины на них чётко выписаны
Айвазовским. Другой земли, кроме этих скал, на картине нет. Это
создаёт ощущение, что поэт не принадлежит земле, а небо и море —
стихии, подобные загадочной стихии творчества. Стихии свободны,
как и поэтический дух. Несомненно, поэт глубоко это чувствовал,
поэтому расставание с морем и породило прекрасные, проникновенные
стихи.
Картина написана в 1897 г., 60 лет прошло со смерти Пушкина, но
искусство художников показывает его молодым и полным творческих
замыслов, тем самым утверждая, что истинный талант — бессмертен.
В настоящее время картина находится в городе, названном в честь
поэта (Пушкин — бывшее Царское Село, где учился поэт), в Пушкинском
музее.