Сочинение
по картине Ю.С. Подляского «Солнце на веранде»
Юрий Станиславович Подляский (1923-1987)
родился в Хабаровске. Когда ему было 10 лет, семья переехала в город
Вышний Волочёк. Мальчик проявлял немалый интерес к рисованию, стал
посещать кружок в местном Доме пионеров. Склонность к творчеству
по мере взросления не охладела, как это нередко бывает, а наоборот
— юноша приехал в Ленинград, где сначала поступил в художественную
школу при Академии художеств, а по её окончании — в Ленинградский
институт живописи, скульптуры и архитектуры.
Закончив институт, молодой художник активно принимал участие в выставках.
Юрий Станиславович много работал и путешествовал, объездил не только
родной Советский Союз, но и немало других стран. В первую очередь
Подляского принято считать мастером индустриального пейзажа. Действительно,
в своём творчестве он немалое место отводил изображении грандиозных
инженерных сооружений — например, «Огни колхозной ГЭС», «Мост через
Сену» и др. Но в его художественном наследии широко представлены
и разнообразные жанровые композиции — например, «Молотьба» (дипломная
работа художника), а также лирические пейзажи и портреты.
В настоящее время работы Подляского экспонируются в Русском музее,
Третьяковской галерее и др. Есть они и в частных коллекциях, в том
числе за рубежом. Картина «Солнце на веранде» хранится в Хабаровске,
где родился Юрий Станиславович, в Дальневосточном художественном
музее.
Что же мы видим на картине «Солнце на веранде»?
Художник запечатлел на полотне фрагмент просторной веранды — летнего
помещения, примыкающего к дому. Особенностью веранды является то,
что её стены, за исключением стены дома, к которой она пристраивается,
обычно образованы многочисленными высокими окнами. Таким образом,
веранда, как правило, помещение очень светлое.
Мы не имеет возможности что-либо сказать о доме, частью которого
является изображённая художником веранда, так как он рисовал её
как раз со стороны дома, изнутри. Может быть, это дача, может быть,
загородный или городской дом, в котором живут круглый год. Окно
веранды распахнуто в сад, значит, погода достаточно тёплая. Это,
а также зелень листвы в саду и букет жёлтых цветов на окне позволяют
сделать вывод о времени года — поздняя весна, лето или ранняя осень.
Оконный переплёт выполнен в виде узора из геометрических фигур.
Полоса в верхней части окна разделена на одинаковые небольшие прямоугольники.
Основная же часть окон выглядит как большие прямоугольники, внутри
которых вписано по прямоугольнику меньшего размера. К этим прямоугольникам
вверх и внизу примыкает по треугольнику: нижний направлен остриём
вниз, верхний «смотрит» остриём вверх. Обстановка веранды достаточно
проста. Слева от раскрытого окна выхвачен край застеленной розоватым
покрывалом кровати или дивана. Рядом темно-коричневый венский стул,
недавно покрытый лаком, который блестит на солнце. На полу — небольшой
круглый пёстрый коврик. Такие коврики до сих пор вяжут крючком некоторые
рукодельницы. Коврик, который мы видим на картине, связан разноцветными
полосками; центр — алый, затем широкая полоса насыщенного розового,
далее узкая светло-серая полоска, и, наконец, темно-зелёное окаймление.
Справа спинкой к окнам стоит дачная скамейка-диванчик с подлокотниками.
Видел только один подлокотник, на котором небрежно брошена какая-то
тёмная одежда — куртка, рубашка или пиджак.
На подоконнике, как уже упоминалось, жёлтые цветы в вазе. Ваза,
или, может быть кувшин, шарообразной формы, коричневого цвета. Видна
одна ручка вазы.
Бамбуковые или тростниковые жалюзи подняты — по-видимому, не жарко,
но солнце светит ярко, вся веранда залита светом. Именно этот свет,
судя по названию картины, и привлёк внимание художника.
Чтобы акцентировать внимание на солнечном свете, подобрана и соответствующая
цветовая гамма. Стены веранды (до подоконников) и оконные рамы золотисто-коричневого
цвета. Они и ещё зелёная листва сада контрастируют с более светлой
передней частью картины — светлая скамейка, светлое покрывало на
кровати и в особенности залитый светом пол, на котором серыми клетками
падают тени от оконных рам.
Пол веранды в первую очередь и позволяет судить о солнечном свете,
проникающем в помещение. Всё остальное служит своего рода обрамлением
для этого света: сначала обстановка веранды, светлая, но всё же
темнее сияния, затопившего помещение, затем стены и оконные рамы,
ещё темнее, и, наконец, зелёный сад. Вдобавок сиреневато-фиолетовое
пятно справа — то ли тенистая гуща сада, то ли облачко, может быть,
даже тучка. Это пятно усиливает контраст с белыми бликами света
на полу веранды.
Бесспорно, художнику удалось передать ощущение солнечного летнего
дня, когда самая простая обстановка, обычный сад видятся необыкновенно
красивыми и светлыми. Уютной гаванью, сосредоточием мира и покоя
предстаёт скромная веранда в потоках солнечного света, и трудно
представить, глядя на эту картину, что-то где-то в мире есть зло.