|
Сочинения и вопросы по литературе
Сочинение "Мир как красота" в лирике Фета
У Фета поэзия тесно связана с красотой. В принципе, всю его лирику
можно смело назвать «поэзией красоты», потому что он писал только
о вещах действительно прекрасных. Лирика Фета залита солнечными
лучами, искрится всеми цветами радуги, нет в ней мрачного, черного
начала. Не тебе песнь любви
я пою, Это довольно странное признание: обычно говорят «я люблю не твою красоту, а тебя саму». Для Фета же физическая привлекательность значит ничуть не меньше, чем духовная. Это говорит не о поверхностном, а о разностороннем отношении к жизни. В том же стихотворении есть строки: Только песне нужна
красота, Но, хотя красота
и является для поэта абсолютной величиной, не нуждающейся в восхвалении,
всю свою лирику он посвящает ей. Он «проявляет» великолепие этого
мира; делает доступным и понятным то, мимо чего мы зачастую проходим,
не замечая. Здесь на цветок
я легкий опустилась И улечу. Красота, как бабочка,- существо легкое, летящее, дышащее. Истинной красоте всегда чужды были умильность и украшательство. Уже само по себе «прекрасное должно быть величаво». Красиво то, что тебе близко, то, что «по душе». Иногда одинокий кустик полыни отраднее самых ярких оранжерейных цветов. Как говорил Блок, нужно уметь отличать красивое (в данном случае блестящую обертку) от прекрасного (то есть от внутренней сущности предмета, его души). Свойство истинного поэта в том и заключается, чтобы выявить настоящую красоту во всем, в любой мелочи. Мы порой просто не умеем любоваться такими простыми вещами: А ребенок все играет. Огонь свечи и увеличенная тень, отбрасываемая ребенком - из таких незамысловатых, знакомых вещей создаются чудесные образы. Фет просто обладал наблюдательностью художника, его зоркостью. Хотя часто поэт сетовал на то, что «беден наш язык» и не может в точности передать картину мира, а художнику всегда так хочется, чтобы созданное им произведение было как можно полнее, точнее, правдивее. И Фет пишет: Лишь у тебя, поэт,
крылатый слова звук Фет верит в способность
поэта воспроизводить красоту (будь то красота природы или души человеческой),
верит в возможность подобрать нужные слова, сделать ощущение от
красоты почти осязаемым. Зреет рожь над жаркой
нивой, Перед нами - жаркая, золотая пора. А есть другое стихотворение, написанное, скорее всего, в то же лето: Покрыты слегшими
травами, А ведь, возможно,
что перед глазами Фета было одно и то же поле. Просто он увидел,
осознал и передал те картины, что вставали перед его глазами. И
его равно привлекали и вдохновляли как солнечная, нарядная картина,
так и хмурая, пасмурная. Это для него просто две разные грани красоты,
без которых ее нет, как нет медали с одной стороной. |
|
||||||||||||||||