Сочинение
9 класс. Очей очарованье
«Очей очарованье» - именно так называл
осень А. С. Пушкин, ведь известно, что это было его любимое время
года. Мне кажется достаточно простым объяснение, почему осень, а
не зима, не весна, не лето. Дело в том, что в осени есть таинственность,
даже нечто мистическое, чего нет в других временах года. Зима -
время, когда вся природа замирает; лето - время, когда жизнь, наоборот,
кипит; весна - время возрождения. А вот осень - время умирания.
Печальное и великолепное зрелище. Как легко понять поэта, которому
для вдохновения необходимы сильные эмоции и впечатления! Осень дает
ему эти впечатления. Смотреть на хрупкую осеннюю красоту и понимать,
что это знак угасания - все равно, что видеть молодого красивого
человека, больного неизлечимой болезнью. Сочетание несочетаемого.
Вот поэтому у Пушкина «уныние» и соседствует с «очарованием»:
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса...
Кстати, в этом же, довольно масштабном
стихотворении Пушкин сравнивает осень с «чахоточной девой», которая
привлекает к себе тем, что на ней лежит печать обреченности. Пушкин
любит осень за то, что другие не терпят в ней. Она влечет его, как
«нелюбимое дитя в семье родной».
Именно в силу этого влечения Пушкина к «унылой поре» он посвящает
ей самые проникновенные свои строки. Довольно трудно не задумываясь
вспомнить стихи Пушкина, посвященные любимым всеми временам года
- весне и лету, а вот «осенние» строки из «Евгения Онегина» сразу
приходят на ум:
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась...
Благодаря Пушкину осень считается
самым поэтическим временем года, хотя и самым тоскливым.
Под влиянием Пушкина или нет, но другие поэты часто обращались в
своем творчестве к осени. Естественно, каждый воспринимает это время
года по-своему, но есть и что-то общее у всех поэтов, пишущих об
осени. Возможно, это налет светлой грусти, которую не могут вызвать
иные времена года. Например, у Тютчева есть строки:
Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора —
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера...
Здесь, как во многих стихотворениях
Тютчева, мне слышится что-то особенное, пушкинское. Но, разумеется,
Тютчев воспринимает это время года по-иному. Для него, поэта, чья
душа является «жилицей двух миров», осень - время любви, отдыха
и покоя, одновременно странным образом чем-то напоминающее время
возрождения и страсти - весну. Это довольно-таки странное восприятие.
У Пушкина мы никогда такого не встретим. Однако для Тютчева, вся
поэзия которого - состояние «двойного бытия», такая двойственность
вполне естественна:
Как поздней осени порою
Бывают дни, бывает час,
Когда повеет вдруг весною
И что-то встрепенется в нас...
Таков уж Тютчев: даже в умирании
он уже видит возрождение.
Каждый поэт, видя перед собой, по сути, ту же картину, что и все
остальные, привносит в нее что-то свое. Но в этом и состоит задача
художника: искренне передать то, что он видит, но пропустив через
призму своего восприятия. Как яркий пример можно привести строки
стихотворения Некрасова «Железная дорога»:
Славная осень! Здоровый, ядреный
Воздух усталые силы бодрит;
Лед неокрепший на речке студеной
Словно как тающий сахар лежит...
Вот она - некрасовская осень. Воздух-то
тот же, что у Пушкина и Тютчева, картина похожа, но автора невозможно
спутать ни с кем. Особенно читая слова «здоровый, ядреный» или «словно
как тающий сахар». В картину осени вплетается никогда не изменяющая
Некрасову знаменитая «народность».
Все-таки Некрасов - поэт гражданский, социальный. Для него не существует
того, что называют «чистой поэзией», творчеством ради творчества.
Любое его стихотворение имеет строгую направленность. Мне вспоминается
еще одно его «осеннее» стихотворение:
Поздняя осень. Грачи улетели,
Лес обнажится, поля опустели.
Строки знаменитые, но гораздо менее
известно их продолжение. А дальше идет речь о том, что пахарь не
может сжать последнюю полосу на поле из-за своей болезни. У Некрасова
мотив умирания природы и угасания человека накладываются друг на
друга. И от этого картина осени приобретает еще большую мрачность.
Хотя в данном случае не она играет главную роль в стихотворении,
являясь лишь фоном.
Так видели осень разные поэты. Каждый по-разному. И все же все перечисленные
авторы поэтизировали осеннюю пору. Пусть иногда мрачно, но как потрясает!
А сколько еще поэтов и писателей обращались к осени, черпая в ней
вдохновение...
Если же говорить о моем личном отношении к этому времени года, то
я люблю осень. Люблю за ее таинственность, за чистоту, за то, что
она своей умирающей красотой каждый раз обещает что-то смутное,
но прекрасное. Возможно, новое возрождение. И еще: в осени много
ярких красок, но все они гармонируют друг с другом. Все-таки весной
и летом краски ярче, но слишком уж разнообразны, а иногда кричаще.
В них нет той гармонии, что бывает осенью. Думаю, благодаря этому
Пушкин называет самое печальное время года «очей очарованье».