Сочинение
9 класс. "Природа - Сфинкс..." (Тайны мироздания в лирике
Ф.И. Тютчева)
Тютчевская страна необычна - она то залита
солнечны светом, то покрыта сумраком, но всегда узнаваема, близка.
Если начать вспоминать стихи Ф. И. Тютчева о природе, то, наверное,
большинству людей в первую очередь придет в голову «Весенняя гроза»:
«Люблю грозу в начале мая...».
Действительно, поэт очень часто обращался к картинам весны, проливного
дождя, птичьего гама. Природа у Тютчева зачастую «испытывает» чисто
человеческие эмоции. Образ «улыбающейся», «смеющейся» природы проходит
через все творчество поэта как противовес его горестным размышлениям
о бытии, смерти, мироздании, гармонии, «древнем хаосе». Как часто
мы встречаем в поэзии Тютчева такие фразы как «Лазурь небесная смеется»,
«Сияет солнце, воды блещут // На всем улыбка, жизнь во всем». Подобных
строк можно привести множество: улыбается все - весна, солнце, вода,
сама земля. Даже в осенней природе поэт видит «кроткую улыбку увяданья».
Здесь его мировосприятие близко к пушкинскому, который, как известно,
очень ценил Тютчева. Но возможно, последний вкладывает в понятие
«природа» гораздо больший смысл. Для Тютчева природа - нечто грандиозное,
вечное, бесконечное, может быть даже синоним мироздания.
Лишь в особенно горькие минуты (их не так уж мало) природа представляется
Тютчеву царством пустоты и «вечного бессмыслия». Для Тютчева характерны
поиски смысла во всем: во вселенной, в бытии. Такого рода размышления
и приводят в конце концов к странному афоризму:
Природа - сфинкс.
И тем она верней
Своим искусом губит человека,
Что, мажет статься, никакой от века
Загадки нет и не было у ней.
Загадки нет, но
есть сама «мать-Земля». Тютчев не может успокоиться в безотрадности,
он снова и снова обращает свое лицо к светлой действительности.
В лирике Тютчева часто звучит мысль (Древняя как мир, но подхваченная
им), что только природа способна исцелить и спасти человека.
Получается, что с одной стороны природа - «сфинкс», а с другой -
исцеляющая сила. Для тех, кто знаком хоть немного с лирикой Тютчева,
в этом нет ничего удивительного. Подобные противоречия, метания
из крайности в крайность и составляют основу творчества поэта. Вся
его лирика строится на контрасте, она как бы зажата между двумя
полюсами - ощущением красоты бытия и чувством ужаса перед действительностью.
Создается странное впечатление, что в Тютчеве уживались два кардинально
противоположных человека, каждый из которых видел реальность по-своему.
Чаще всего Тютчев, конечно, восторгается окружающим миром, нередко
- до самозабвения. В доказательство этому можно приводить бессчетное
количество его цитат. Поэт откликается на все голоса жизни, поскольку
чутко улавливает все краски, все звуки природы. Но не менее сильным
(особенно в поздней лирике) становится сознание жизненного трагизма.
И вот мир из радостного, наполненного светом и красками, превращается
в «одичалый». Безусловно, в таких резких переходах немалую роль
сыграли личные переживания.
Тютчеву было свойственно стремление разгадать тайны мироздания или
хотя бы приблизиться к ним, Коснуться. Мироздание вечно, на фоне
его человеческая жизнь - ничто. С годами это начинает все больше
тревожить Тютчева. Он приходит к мысли о «бесполезности» человеческого
существования. Бесспорен тот факт, что каждого ожидает полное уничтожение
и растворение в бесконечности природы. Поэт мало размышлял о смерти
как таковой, она для него была скорее некой противоположностью жизни,
мгновенным переходом от яркого, насыщенного, ужасающе краткого человеческого
существования к небытию.
Невзирая на отношение к отдельно взятой жизни как к чему-то ничтожному
в силу своей кратковременности, Тютчев утверждает и нечто практически
противоположное: жизнь - значительна, поскольку является дерзким
вызовом враждебным силам. Однако такие жизнеутверждающие мысли встречаются
у Тютчева сравнительно редко. Гораздо настойчивей повторяется другая
сентенция: Бесследно все - и так легко не быть! Бессмысленность,
неоправданность бытия с возрастом все больше угнетает поэта. Жизнь
он ассоциирует с тенью от дыма, настолько она кажется ему призрачной.
Умиротворение, покой, исцеление - только в «природе - сфинксе».
Видимо такое наименование природе было дано в минуты тяжелейшего,
безысходного отчаяния. Ведь, что ни говори, окружающий мир всегда
был для Тютчева живым, а вовсе не каменным. И природа всегда вызывала
в поэте чисто человеческие чувства, которые можно испытывать к кому-то
очень близкому. В первую очередь - это чувство восхищения.
Несомненно, что природа была включена Тютчевым в тот круг истинных
ценностей, без которых, по мысли поэта, невозможно истинное существование.