Сочинение
9 класс. Проблема поисков правды и смысла жизни в русской литературе
Не боясь преувеличить, можно сказать, что
проблеме поисков правды и смысла жизни посвящены буквально все произведения
русских писателей. Наверное, в этом нет ничего удивительного. Сама
русская действительность провоцировала литераторов задумываться
над этими вопросами.
Мы, русские, не можем жить просто. Нам нужно искать правду, бороться
за правду. Даже умирать за нее. Может быть, все это происходит от
того, что вести спокойный и размеренный образ жизни в нашей стране
очень тяжело. Жизнь в России - вечный бой. Вспомним нашу историю:
постоянные войны, революции, перевороты, заговоры. А если и не происходит
никаких заметных событий, то можно поручиться, что существует несколько
тайных обществ, которые озадачены тем, как бы изменить жизнь и сделать
ее лучше.
Понятно, что подобное неспокойное существование находило свое отражение
на страницах литературных произведений. Впрочем, современные авторы
тоже часто захвачены этой проблемой. Наверное, писатели будущего
также будут заняты поисками правды и смысла жизни.
Как автор литературного произведения может высказать свою точку
зрения по какому-либо вопросу? Разумеется, через жизненную позицию
своего героя. Есть, конечно, множество других способов, но этот
- наиболее легкий и часто используемый. Ведь автор, осознает ли
он это, желает ли этого или нет, идентифицирует себя со своим героем
(или с несколькими из них). Это вполне естественно. Поэтому, стоит
нам поближе познакомиться с героями литературных произведений, находящимися
в поисках жизненной правды, и мы можем с большой вероятностью сказать,
что познаем мироощущение самого автора.
Итак, в каких же русских произведениях герои посвящают себя поискам
правды и смысла жизни? Я уже упоминала, что таких произведений множество.
Первое, что приходит на ум - это «Кому на Руси жить хорошо». Вспоминается
эта книга потому, что там без всяких иносказаний и аллегорий говорится
о «поисках правды» несколькими русскими мужиками. Ну а следом сразу
же вспоминается Чацкий с его знаменитым:
... пойду искать
по свету,
Где оскорбленному есть чувству уголок!
Чацкий в моем представлении
- жертва своих высоких помыслов. Вот и отправляется «по свету» все
с той же не понятной целью, что и мужики у Некрасова,- искать правду
и справедливость. Жаль, что он и сам не знает, что это за «правда»
и где ее нужно искать.
А потом вспоминаются и Толстой, и Достоевский, и Тургенев... Ведь
все их герои либо искали правду, либо считали, что уже нашли ее
и яростно отстаивали свою позицию.
Мне кажется, что поиски правды - тема несколько туманная и расплывчатая.
Потому что ведь правда у каждого своя... Да и кто может с определенностью
сказать, что это за «правда» такая, к которой стремятся все идеалисты?
Возьмем хоть мужиков-правдоискателей из «Кому на Руси жить хорошо».
Нашли они то, что искали? Думаю, что нет. Они посмотрели на то,
как живет русский народ и пришли к выводу, что «на Руси жить хорошо»
только помещикам да царю. А хваленой правды так и не нашли. А не
нашли потому, что «правда» - вовсе не конкретное понятие. Ее нельзя
ни увидеть, ни пощупать. И найти нельзя. Думаю, ее можно только
почувствовать.
И совсем другое дело - смысл жизни. Понятие, конечно, тоже абстрактное.
Но «почувствовать» его нельзя. Приходится искать. И каждый человек
ищет, сознает он это или нет. Потому что не может иначе. Мы настолько
тонко развитые существа (я имею сейчас в виду нашу нервную систему,
а не душевные качества), что нам, в отличие от животных, просто
необходимо знать, с какой целью совершаем мы то или иное действие.
Словом, зачем живем. Иначе мы не можем. И вот тут мне вспоминается
одно из моих любимых произведений русской классики - «Герой нашего
времени».
Я не преувеличиваю. Это действительно любимое про взведение. Очень
уж привлекательным мне кажется главный герой. Привлекательным, как
ни странно, в силу своих недостатков и пороков. Пороков, которые
Лермонтов хоть и осуждал, но не смог сделать в достаточной степени
отталкивающими. Ведь Печорина-то он рисовал с себя, посему сам его
любил и не сумел нарисовать в совсем мрачных тонах. Недостатки Печорина
заставляют читателя скорее сострадать ему, чем осуждать.
Но оставим пороки «героя нашего времени» в стороне. И вспомним о
его несчастьях. Ведь он и в самом деле глубоко несчастный человек.
В первую очередь потому, что он, как всякая развитая интеллектуально
и духовно личность, искал смысл во всех своих поступках и в самом
своем существовании. Все его душевные силы были брошены на этот
бесплодный поиск цели. Печорин постоянно задается неразрешимыми
вопросами: «зачем я сделал это», «почему поступил так», «какой мне
смысл совершать данный поступок». Все эти вопросы суть один «Зачем
я живу?» И вот на него то Печорин ответить не может. Потому и страдает.
А теперь вспомним, о чем Лермонтов говорил в предисловии к своему
роману. О том, что Печорин - всего лишь портрет, «составленный из
пороков всего... поколения». Существование не одного лишь героя
Лермонтова бесцельно, но и всех тех, кто его окружает.
Лермонтов не одинок в своем пессимизме. Вспомним, что практически
все русские писатели с горечью рассуждали о «потерянном» поколении,
о «лишних» людях. О людях, существование которых и бессмысленно,
и бесполезно. Вот уж кому не нужна никакая «правда».
К каким же выводам приходим? К безрадостным, по меньшей мере. Искать
правду бесполезно, потому что для каждого она своя. И твоя личная
«правда» никого не интересует. Жизнь не имеет смысла. Человек одинок
и никому не нужен, часто даже самому себе. Правда, те же русские
писатели озаряют эту сумрачную картину яркими всполохами. Я имею
в виду таких героев литературных произведений, как Чацкий, Базаров,
Мастер. Я не боюсь ставить этих не похожих персонажей в один ряд,
так как между ними существует очень тесная связь. Какая? Они все
боролись за свои идеи. Они сами и есть та правда и тот «смысл»,
который в любом литературном произведении ищут не только сами авторы,
но и их читатели.
Может быть, и в моих размышлениях по данному вопросу есть своя крупица
правды.