Сочинение
9 класс. Проблема цели и смысла жизни на страницах романа М.Ю. Лермонтова
"Герой нашего времени"
Давно замечено, что человек отличается
от всех живых существ тем, что ищет смысл в своем существовании.
Как часто люди страдают и мучаются, потому что не видят или не могут
понять цели своего существования. Как часто человеку мешает наслаждаться
собственным бытием мысль «К чему я иду?». Конечно, всеми этими,
вопросами задаются только люди высокоразвитые, стремящиеся к познанию.
Таким был Печорин.
«Журнал Печорина» полон размышлений о смысле жизни, о взаимоотношениях
личности и общества, о месте поколения в череде поколений, о роли
человека в истории. Основная черта характера Печорина - стремление
к самопознанию. Он постоянно анализирует свои мысли, поступки желания,
симпатии и антипатии. Печорин не сумел реализовать себя и чем-то,
поэтому все его душевные и умственные силы направлены на самопознание,
оно - этап становления его личности. Никто не оценит Печорина объективнее,
чем он сам эта делает.
Подводя итоги своей жизни в ночь перед дуэлью с Грушницким, Печорин
сравнивает себя с человеком, зевающим на балу и не едущим домой
потому только, что его карета еще не подана. Это рассуждение не
стоит понимать слишком узко: иногда считают, что эти слова Печорина
выражают его стремление вырваться из светских гостиных. Мне кажется,
что слова Печорина о бале и карете следует воспринимать как чистую
аллегорию. Не в светских гостиных ему тесно, а в атмосфере, его
окружающей. Его трагедия состоит именно в том, что он не может вырваться
из этой атмосферы. Печорин просто-напросто теряет смысл своего существования,
пытается найти его, никак не находит, и от этого страдает еще больше.
Единственное занятие, которое остается Печорину - это формировать
себя как личность. В процессе формирования он задается бесконечными
вопросами: «Зачем я жил? для какой цели я родился?». Самой горькой
и тяжелой для него является мысль, что видимо ему существовало «назначение
высокое», но он его не угадал и поэтому оказался «выброшенным на
обочину» жизни. В результате своих размышлений Печорин приходит
к выводу, что живет исключительно для того, чтобы разрушать чужие
надежды и губить судьбы. Действительно, все люди, с которыми судьба
его сталкивает, становятся несчастными. Так было с Бэлой, которую
он зачем-то похитил; с Мери, которую эксперимента ради заставил
полюбить себя; с Грушницким, которого он убил на дуэли; с Верой;
с Максимом Максимычем и, наверное, со многими другими, кто просто
не упомянут в романе. Печорин прекрасно сознает, что губит людей,
но абсолютно к этому равнодушен, впрочем, как и к собственной судьбе.
Им владеет скука, поэтому даже смерть кажется герою лишь еще одним
событием в ряду обыденных происшествий.
Печорин много размышляет о смерти. Думая о том, что ни один человек
не оценит его верно после смерти, Печорин задается вопросом: зачем
же в таком случае жить, что-то делать, чего-то добиваться? И сам
же дает ответ: из любопытства. Любопытство и в самом деле - основное
чувство, которое движет Печориным. Оно заставляет героя все время
испытывать судьбу и вмешиваться в жизнь других людей. Испытывая
судьбу, Печорин не склонен верить в предопределение. Об этом автор
говорит в главе «Фаталист», которая начинается очень важным для
Печорина вопросом: зачем человеку даны воля и рассудок, если существует
предопределение? Именно поэтому Печорин принимает пари Вулича. Отчасти
это пари нужно Печорину и для того, чтобы убедиться в собственной
исключительности. Но если человек думает, что выше его желаний нет
ничего на свете, то он не обретает волю, а теряет себя.
Печорин принадлежит к поколению, потерявшему веру в добро и справедливость.
У этого поколения нет уверенности в завтрашнем дне. Сам Печорин
называет своих современников и себя «жалкими потомками», у которых
нет ни убеждений, ни гордости, ни наслаждения, ни страха, кроме
страха смерти. Когда у человека нет веры, у него нет и уверенности
ни в чем. Теряется смысл жизни. Так же и Печорин с его раздвоенным
сознанием и вечными экспериментами над судьбой лишен веры. Для него
жизнь пуста и бессмысленна. В этом не только его трагедия, но и
трагедия целого поколения.