Сочинение 
              9 класс. "Простота есть необходимое условие прекрасного" 
              (Л.Н. Толстой) 
                
                   Изречение Толстого звучит почти как теорема. 
              Требует ли она доказательств? Пожалуй, да. Думаю, что лучшими доказательствами 
              служат многочисленные произведения русских писателей. И из них же 
              мы можем сделать вывод, что простота хоть и является «необходимым», 
              но отнюдь не «достаточным» «условием прекрасного». Всегда стоит 
              помнить, что «иная простота хуже воровства». 
              И все же попробуем разобраться по порядку. Что думают русские писатели 
              по этому вопросу? Однако для начала следует определиться с тем, 
              что есть «прекрасно». Как понимать это слово? 
              И тут мне в первую очередь вспоминается Блок. Одно время его занимали 
              размышления о том, что есть красиво, а что прекрасно. «Смертельно 
              скучно не прекрасное, а только красивое» - говорит Блок. Красота 
              - это лишь форма, яркая обертка, часто скрывающая пустоту содержания. 
              Истинно прекрасным может быть содержание. Содержание художественного 
              произведения, души человека, поступков... Неважно. Главное не обманываться 
              внешней «красивостью» и всегда угадывать за формой то, что она прикрывает. 
              
              Чем меньше в чем-то внешней «красивости», то есть чем проще форма, 
              тем яснее всегда видна основная идея (если речь идет о художественном 
              произведении) или богатстве духовного мира (если речь о человеке). 
              Сразу же вспоминается еще одна цитата: «Все гениальное просто». 
              С этой аксиомой не поспоришь, настолько она очевидна. Сама жизнь 
              постоянно представляет нам доказательства. 
              Если же обратиться к литературе, то мне, например, сразу вспоминаются 
              чеховские рассказы. Это один из немногих авторов, который никогда, 
              ни на одном этапе своего творчества, не впадал в запутанные философские 
              рассуждения и не пытался усложнить то, что достаточно просто и очевидно. 
              Ведь вся жизнь, по сути, проста. И сколько бы мы ни рассуждали, 
              пытаясь запутать сами себя, на самом-то деле все законы бытия достаточно 
              примитивны в хорошем смысле слова. Все остальное - человеческие 
              выдумки. 
              Помню, как в рассказе Чехова «Скучная история» герой рассуждает 
              о том, почему все артисты монолог «Быть иль не быть» читают «непременно 
              с шипением и с судорогами во всем теле». Возможно, этот самый герой 
              и, не является заядлым театралом. Возможно, он не способен глубоко 
              анализировать искусство. Но эта оценка кажется мне верной. Часто 
              и в жизни «шипение и судороги» заслоняют от нас то, что мы должны 
              увидеть. 
              У многих русских писателей мы найдем героев на первый взгляд простых, 
              если не сказать «простоватых», но на самом деле прекрасных именно 
              в этой своей простоте, столь ценимой Толстым. 
              У Лермонтова таким героем является, несомненно, Максим Максимыч 
              из «Героя нашего времени». Человек наивный и во многих вопросах 
              недалекий, он вызывает искреннюю симпатию читателя. Его неосознанное 
              уважение к людям, его умение любить, его преклонение перед Печориным 
              (а этого героя действительно есть за что уважать) располагают к 
              нему. Он честно уступал первенство во всем Печорину, не чувствуя 
              ни зависти, ни обиды. Максим Максимыч, ясная душа, прекрасно осознавал, 
              насколько Печорин выше его. Правда, сам он был и благороднее, и 
              великодушнее, и чище, но никогда не задумывался над этим. Обидеть 
              Максима Максимыча можно было лишь невниманием и холодностью, что 
              и сделал Печорин. Так Максим Максимыч был наказан за излишнюю доверчивость, 
              восторженность и веру в людей. 
              У Куприна тоже встретим подобных героев. Первым из них является, 
              безусловно, Желтков из рассказа «Гранатовый браслет». Это человек, 
              умеющий любить преданно и беззаветно, не требуя взамен ничего. В 
              своем самопожертвовании этот «маленький человек» прекрасен. В своей 
              любви - велик. 
              Не забудем и Макара Девушкина из романа «Бедные люди» Достоевского. 
              Макар - человек, забытый судьбой, заброшенный «ребенок» в огромном 
              враждебном мире. Остается удивляться, откуда в нем такая гордость, 
              заставляющая скрывать свою бедность и помогать людям, более обездоленным, 
              чем он. Откуда в нем, человеке малообразованном, такое владение 
              пером, когда он обращается к любимой? Откуда, наконец, такая глубина 
              и сила любви к Вариньке Доброселовой? Может быть, все это дано ему 
              именно потому, что ни разума, ни сердца его не коснулись условности 
              и предрассудки, свойственные людям более развитым и менее обиженным 
              судьбой. 
              Интересно, что все персонажи, которых я сейчас вспомнила, являются 
              теми, кого в нашей литературе принято называть «маленькими людьми». 
              Неужели же в русской литературе не найдем человека, обладающего 
              прекрасной душой, но по развитию своему ушедшему много дальше Желткова 
              или Макара Девушкина? Конечно же, такие примеры есть. Скажем, Аркадий 
              Кирсанов, герой «отцов и детей» Тургенева. Но вспомним все-таки 
              Толстого, раз речь сейчас идет о его высказывании. Я думаю о Наташе 
              Ростовой и Пьере Безухове. Нет ничего удивительного или неожиданного 
              в том, что они в конце концов стали супругами. Слишком много в них 
              общего. И не последнюю роль играет здесь их простота, искренность, 
              открытость, некоторая наивность и незащищенность от внешних влияний. 
              
              Недаром оба они так часто ошибаются. Наташа в молодости все время 
              влюбляется. Пьер постоянно воодушевляется самыми разными идеями. 
              Было время, когда он считал, что на него возложена миссия убить 
              Наполеона. Было время, когда он мечтал вступить в масонскую ложу. 
              Но все ошибки этих двух людей - лишь поиск своего жизненного предназначения. 
              И Наташа, и Пьер действительно прекрасны. Прекрасны в свете своей 
              простоты и своего несовершенства. 
              Впрочем, надо оговориться, что у Толстого немало прекрасных, духовно 
              богатых и не запутанных в сетях условностей героев, начиная от Кутузова 
              и заканчивая Платоном Каратаевым. Недаром фраза, вынесенная в заглавие 
              сочинения, принадлежит именно перу Толстого. 
              Но вернемся к тому, что простота - отнюдь не «достаточное условие» 
              прекрасного. Иногда она бывает следствием ограниченности, глупости. 
              Иногда свидетельствует о бедности чувств и мыслей. Иногда прикрывает 
              недобрые намерения и замыслы. И вот такая простота «хуже воровства». 
              
              Примеров в литературе можно найти множество. Это не представляет 
              труда. Но раз уж речь зашла о цитате Островского, вспомним о ком-нибудь 
              из его героев. Хотя бы о герое пьесы «Гроза» Тихоне Кабанове. Казалась 
              бы простой, тихий, скромный и даже доброжелательный человек. Как 
              такой человек может кому-либо причинить вред? Но, оказывается, может. 
              Бездействие иногда бывает хуже, чем слишком активные действия. Именно 
              пассивность Тихона не позволила ему защитить жену от деспотизма 
              матери. Следовательно, Тихон наравне с Кабаниной виновен в смерти 
              Катерины. 
              Да, в доказательствах теоремы Толстого недостатка нет. О чем бы 
              ни шла речь - о человеке, о книге, о картине - простота должна служить 
              залогом доброго, светлого начала. Но нужно учитывать, что любая 
              простота всегда должна поддерживаться некой внутренней идеей. 
              Прекрасна книга, не слишком насыщенная длительными рассуждениями 
              и нравоучениями автора, но из нее читатель всегда должен извлекать 
              какую-то мораль. Иначе она написана зря. Замечательна картина, не 
              перегруженная ненужными деталями, но от нее должен исходить внутренний 
              свет. Иначе ее нельзя считать произведением искусства. И удивителен 
              человек, живущий в соответствии с велениями своей души - и не пытающийся 
              усложнить жизнь, но при этом он должен «мыслить и страдать». В ином 
              случае он перестает быть личностью и превращается в обычного потребителя 
              жизненных благ.