Сочинение
9 класс. "Простота есть необходимое условие прекрасного"
(Л.Н. Толстой)
Изречение Толстого звучит почти как теорема.
Требует ли она доказательств? Пожалуй, да. Думаю, что лучшими доказательствами
служат многочисленные произведения русских писателей. И из них же
мы можем сделать вывод, что простота хоть и является «необходимым»,
но отнюдь не «достаточным» «условием прекрасного». Всегда стоит
помнить, что «иная простота хуже воровства».
И все же попробуем разобраться по порядку. Что думают русские писатели
по этому вопросу? Однако для начала следует определиться с тем,
что есть «прекрасно». Как понимать это слово?
И тут мне в первую очередь вспоминается Блок. Одно время его занимали
размышления о том, что есть красиво, а что прекрасно. «Смертельно
скучно не прекрасное, а только красивое» - говорит Блок. Красота
- это лишь форма, яркая обертка, часто скрывающая пустоту содержания.
Истинно прекрасным может быть содержание. Содержание художественного
произведения, души человека, поступков... Неважно. Главное не обманываться
внешней «красивостью» и всегда угадывать за формой то, что она прикрывает.
Чем меньше в чем-то внешней «красивости», то есть чем проще форма,
тем яснее всегда видна основная идея (если речь идет о художественном
произведении) или богатстве духовного мира (если речь о человеке).
Сразу же вспоминается еще одна цитата: «Все гениальное просто».
С этой аксиомой не поспоришь, настолько она очевидна. Сама жизнь
постоянно представляет нам доказательства.
Если же обратиться к литературе, то мне, например, сразу вспоминаются
чеховские рассказы. Это один из немногих авторов, который никогда,
ни на одном этапе своего творчества, не впадал в запутанные философские
рассуждения и не пытался усложнить то, что достаточно просто и очевидно.
Ведь вся жизнь, по сути, проста. И сколько бы мы ни рассуждали,
пытаясь запутать сами себя, на самом-то деле все законы бытия достаточно
примитивны в хорошем смысле слова. Все остальное - человеческие
выдумки.
Помню, как в рассказе Чехова «Скучная история» герой рассуждает
о том, почему все артисты монолог «Быть иль не быть» читают «непременно
с шипением и с судорогами во всем теле». Возможно, этот самый герой
и, не является заядлым театралом. Возможно, он не способен глубоко
анализировать искусство. Но эта оценка кажется мне верной. Часто
и в жизни «шипение и судороги» заслоняют от нас то, что мы должны
увидеть.
У многих русских писателей мы найдем героев на первый взгляд простых,
если не сказать «простоватых», но на самом деле прекрасных именно
в этой своей простоте, столь ценимой Толстым.
У Лермонтова таким героем является, несомненно, Максим Максимыч
из «Героя нашего времени». Человек наивный и во многих вопросах
недалекий, он вызывает искреннюю симпатию читателя. Его неосознанное
уважение к людям, его умение любить, его преклонение перед Печориным
(а этого героя действительно есть за что уважать) располагают к
нему. Он честно уступал первенство во всем Печорину, не чувствуя
ни зависти, ни обиды. Максим Максимыч, ясная душа, прекрасно осознавал,
насколько Печорин выше его. Правда, сам он был и благороднее, и
великодушнее, и чище, но никогда не задумывался над этим. Обидеть
Максима Максимыча можно было лишь невниманием и холодностью, что
и сделал Печорин. Так Максим Максимыч был наказан за излишнюю доверчивость,
восторженность и веру в людей.
У Куприна тоже встретим подобных героев. Первым из них является,
безусловно, Желтков из рассказа «Гранатовый браслет». Это человек,
умеющий любить преданно и беззаветно, не требуя взамен ничего. В
своем самопожертвовании этот «маленький человек» прекрасен. В своей
любви - велик.
Не забудем и Макара Девушкина из романа «Бедные люди» Достоевского.
Макар - человек, забытый судьбой, заброшенный «ребенок» в огромном
враждебном мире. Остается удивляться, откуда в нем такая гордость,
заставляющая скрывать свою бедность и помогать людям, более обездоленным,
чем он. Откуда в нем, человеке малообразованном, такое владение
пером, когда он обращается к любимой? Откуда, наконец, такая глубина
и сила любви к Вариньке Доброселовой? Может быть, все это дано ему
именно потому, что ни разума, ни сердца его не коснулись условности
и предрассудки, свойственные людям более развитым и менее обиженным
судьбой.
Интересно, что все персонажи, которых я сейчас вспомнила, являются
теми, кого в нашей литературе принято называть «маленькими людьми».
Неужели же в русской литературе не найдем человека, обладающего
прекрасной душой, но по развитию своему ушедшему много дальше Желткова
или Макара Девушкина? Конечно же, такие примеры есть. Скажем, Аркадий
Кирсанов, герой «отцов и детей» Тургенева. Но вспомним все-таки
Толстого, раз речь сейчас идет о его высказывании. Я думаю о Наташе
Ростовой и Пьере Безухове. Нет ничего удивительного или неожиданного
в том, что они в конце концов стали супругами. Слишком много в них
общего. И не последнюю роль играет здесь их простота, искренность,
открытость, некоторая наивность и незащищенность от внешних влияний.
Недаром оба они так часто ошибаются. Наташа в молодости все время
влюбляется. Пьер постоянно воодушевляется самыми разными идеями.
Было время, когда он считал, что на него возложена миссия убить
Наполеона. Было время, когда он мечтал вступить в масонскую ложу.
Но все ошибки этих двух людей - лишь поиск своего жизненного предназначения.
И Наташа, и Пьер действительно прекрасны. Прекрасны в свете своей
простоты и своего несовершенства.
Впрочем, надо оговориться, что у Толстого немало прекрасных, духовно
богатых и не запутанных в сетях условностей героев, начиная от Кутузова
и заканчивая Платоном Каратаевым. Недаром фраза, вынесенная в заглавие
сочинения, принадлежит именно перу Толстого.
Но вернемся к тому, что простота - отнюдь не «достаточное условие»
прекрасного. Иногда она бывает следствием ограниченности, глупости.
Иногда свидетельствует о бедности чувств и мыслей. Иногда прикрывает
недобрые намерения и замыслы. И вот такая простота «хуже воровства».
Примеров в литературе можно найти множество. Это не представляет
труда. Но раз уж речь зашла о цитате Островского, вспомним о ком-нибудь
из его героев. Хотя бы о герое пьесы «Гроза» Тихоне Кабанове. Казалась
бы простой, тихий, скромный и даже доброжелательный человек. Как
такой человек может кому-либо причинить вред? Но, оказывается, может.
Бездействие иногда бывает хуже, чем слишком активные действия. Именно
пассивность Тихона не позволила ему защитить жену от деспотизма
матери. Следовательно, Тихон наравне с Кабаниной виновен в смерти
Катерины.
Да, в доказательствах теоремы Толстого недостатка нет. О чем бы
ни шла речь - о человеке, о книге, о картине - простота должна служить
залогом доброго, светлого начала. Но нужно учитывать, что любая
простота всегда должна поддерживаться некой внутренней идеей.
Прекрасна книга, не слишком насыщенная длительными рассуждениями
и нравоучениями автора, но из нее читатель всегда должен извлекать
какую-то мораль. Иначе она написана зря. Замечательна картина, не
перегруженная ненужными деталями, но от нее должен исходить внутренний
свет. Иначе ее нельзя считать произведением искусства. И удивителен
человек, живущий в соответствии с велениями своей души - и не пытающийся
усложнить жизнь, но при этом он должен «мыслить и страдать». В ином
случае он перестает быть личностью и превращается в обычного потребителя
жизненных благ.