Сочинение
9 класс. Сатирическое изображение помещиков в "Недоросле"
«Недоросль» - самая известная комедия XVIII
в., сделавшая своего автора, Д. И. Фонвизина, бессмертным. Во-первых,
эта пьеса качественно отличалась от тогдашнего репертуара театров;
во-вторых, она стала практически революционной как для самого Фонвизина,
так и для всей драматургии его времени.
В «Недоросле» затрагиваются три ключевых момента - это тема воспитания
(что явствует уже из названия), государственной системы и крепостничества.
Все три темы, так или иначе, связаны с героями-помещиками и раскрываются
именно через поведение этих героев. Из всех помещиков выделяется,
в первую очередь, Простакова. Согласно канонам классической пьесы
она стоит в списке действующих лиц после своего мужа, но по значимости
должна бы быть первой. Также интересны образы Простакова и Скотинина,
несколько затененные госпожой Простаковой, но тоже колоритные.
Простакова - персонаж, потрясающий своей многогранностью, а если
быть еще точнее, то многообразием переплетенных в ней пороков. Это
и глупость, и лицемерие, и деспотизм, и неприятие иных точек зрения,
кроме собственной, и так далее до бесконечности. Литературные критики,
анализируя «Недоросля», подмечали ту особенность, что положительные
герои пьесы очень уж идеальны и все как будто на одно лицо. Зато
какая палитра отрицательных персонажей, какими яркими красками они
набросаны, какие живые образы!
Итак, что же такое Простакова? Уже первый ее разговор с портным
Тришкой помогает читателю расставить героев по местам и понять,
кто есть кто. С первых слов мы видим властную помещицу. Ей не важна
причина, по которой она будет обвинять слугу, ей важно проявить
свою власть. Простаков, появляясь на сцене, сразу занимает подобающее
ему место - в тени жены. По его репликам мы понимаем, что у него
нет своего мнения, и он полностью подчинен супруге. В этой же сцене
мы видим и обращение Простаковой с Митрофаном. Это характеризует
ее отнюдь не с положительной стороны, поскольку прекрасное материнское
чувство принимает у нее гипертрофированную, уродливую форму Митрофан
же пользуется слабостью матери и извлекает как можно больше выгод
из своего положения.
На протяжении всей комедии характер Простаковой раскрывается все
с новых неприятных сторон. Согласно жанру комедии, тем более комедии
классической (хоть и с элементами новаторства), в Простаковой, как
в отрицательном персонаже собраны многочисленные пороки, не разбавленные
ни единым достоинством. Она беспощадна и жестока со слугами, и в
то же время лебезит перед Стародумом, пытаясь показать и себя, и
своего сына с выгодной стороны. Даже манера ее речи меняется в зависимости
от того, с кем она разговаривает. Эту особенность русского человека
подмечал еще Гоголь в «Мертвых душах». Чиновник средней руки будет
подобен маленькому тирану среди своих подчиненных и поведет себя
подобострастно и льстиво перед вышестоящими. Так и Простакова, говоря
со слугами, всячески унижает и поносит их (и «собачья дочь», и «бестия»,
и «скверная харя»), с сыном она ласкова до приторности, он для нее
не иначе, как «душенька» или «друг сердечный», а когда она пытается
расположить к себе Стародума и заискивает перед ним, в ее голосе
появляются даже светские нотки. Но все это - тщетные попытки подладиться
под ситуацию, и выглядят они достаточно смешно и нелепо. Слуги,
может быть, и боятся Простаковой, но родной сын не испытывает к
ней ни уважения, ни любви, ни вообще какого-либо чувства, напоминающего
сыновнюю привязанность. А Стародум, как человек образованный и мудрый,
легко разгадывает ее попытки втереться к нему в доверие. Необразованность
Простаковой не позволяет ей действовать умнее, она все делает бездумно,
поэтому и не может никого обмануть своими лживыми уверениями.
Лишь в конце образ Простаковой неожиданно приобретает трагические
черты. Ее становится почему-то очень жаль, когда она в конце пьесы
совершенно искренне (куда делось ее лицемерие?) восклицает, что
потеряла и власть, и сына. Может, у нее и есть шанс вернуть себе
прежнее положение в доме, но сына - никогда. Самое ужасное для нее
- это сознание, что она сама спровоцировала этот исход. Однако зло
в комедии обычно бывает наказано, поэтому и эпилог «Недоросля» закономерен:
Простакова получает по заслугам.
Другой комический персонаж «Недоросля» - господин Простаков, муж-подкаблучник,
выполняющий беспрекословно любую волю жены, любое ее безумное желание.
Причем он не просто подчиняется ей, более того - он видит жизнь
ее глазами, как в случае с кафтаном. Когда он увидел, что жене каф-тан
кажется узок, он мгновенно увидел то же самое. В сущности, это персонаж
не особенно выдающийся. У него мало реплик, и все они сводятся к
перепеванию слов жены. Гораздо интереснее Скотинин.
Фамилия - главная характеристика этого героя. Уже читая список действующих
лиц, можно легко представить себе, что же за герой скрывается под
столь красноречивым обозначением. У Скотинина действительно скотская
сущность, как и у его сестры, которая в девичестве носила ту же
фамилию. Его главная и единственная страсть - свиньи. Не то что
любовь, даже деньги ему не нужны как таковые, а только как способ
приобрести побольше свиней. Для того он и задумал жениться на Софье.
Это лицемер, недалекий человек, поведением крайне напоминающий своих
любимцев. Правда у Скотинина есть небольшой плюс - это его незлобивость,
спокойствие. Но может ли это перевесить все его отрицательные качества?
Конечно, нет!
Есть в комедии интересная сцена, в которой участвуют Простакова,
ее муж и брат. Скотинин с восторгом рассказывает про свиней (ни
о чем другом он рассуждать не способен), на что недалекий Простаков
отвечает: Странное дело... как родня на родню поводить может». Они
сам не сознает, что, имея в виду совсем другое, сказал истину и
про Скотинина, и про свою жену, и про себя самого, и про сына. Так
что слова эти воспринимаются как самая точная в пьесе характеристика
не одного только Скотинина; но и всей его родни.
Таково это семейство: глупые, необразованные люди, без моральных
принципов, без чести и совести, своим поведением больше напоминающие
животных. Таким образом, Митрофан - вполне достойный потомок семейства,
плод их воспитания.
Своей комедией Фонвизин разоблачал не конкретных людей и даже не
отдельные пороки. Он изобличил все дворянское сословие, показал
их низкие стороны и сделал это с таким искусством, что до сих пор
его произведение «Недоросль» читается с огромным интересом. Ведь
люди с тех времен не изменились. Все так же существуют на свете
жадность, тупость, бесчестность. Поэтому комедия Недоросль по праву
называется бессмертной. Только язык ее устарел, но идея - современна.