Сочинение
9 класс. Смысл поэтического творчества в лирике М. Цветаевой
«Моим стихам, как
драгоценным винам, настанет свой черед» писала Марина Цветаева,
будучи совсем юной. Ее пророчество сбылось. Сейчас поэзия Цветаевой
занимает особое место в русской литературе ХХ века. Выделяет Цветаеву
из ряда других авторов ее предельная искренность, нетерпимость к
шаблонам и правилам, самостоятельность во взглядах и оценках. Она
порой теряется, не зная, что ей делать со своей «безмерностью в
мире мер» и призвание поэта видит как раз в том, чтобы противостоять
косности и бездуховности окружающей действительности, «где наичернейший
- сер!»
Итак, тема творчества чрезвычайно важна для Цветаевой и лейтмотивом
проходит через всю ее лирику, включая в себя требовательное отношение
к слову (она умеет совершенно четко подобрать определения любому
явлению), неприятие эстетства, ответственность поэта перед своим
читателем, стремление к гармонии, расчет на диалог с читателем.
Бесконечные размышления обо всем этом порождали огромное многообразие
стихов. Стихи эти могли быть посвящены различным предметам, но объединяло
их одно - идея творчества.
Творческая личность в понимании Цветаевой одинока. Это угадывается
во многих стихотворениях, а в некоторых - объявляется во всеуслышание
(«Поэты», «Роландов рог»). В произведении «Роландов рог» Цветаева,
не прибегая к иносказаниям, повествует о своем сиротстве, о противостоянии
глупцам, о том, что, несмотря на борьбу в одиночестве, на смену
ей придут тысячи таких же, как она. И все же одиночество поэта не
абсолютно; у него всегда есть преданный друг - читатель. Часто Стихи
Цветаевой строятся на диалоге, на полноценном общении с человеком,
взявшим в руки ее книгу. Поэтесса обращается к человеку, которому
посвящено стихотворение, к незнакомому читателю или даже к еще не
родившемуся («Тебе - через сто лет»). Если даже в стихотворении
нет прямого обращения, то оно все равно рассчитано на реакцию, на
сочувствие, на ответ.
Неотъемлемой частью цветаевской лирики являются посвящения поэтам,
современникам или предшественникам. Поэтесса обладала редким даром
- уметь восхищаться талантом, быть благодарной художнику, глубоко
чувствовать душу в его творениях. Далекая от окололитературной борьбы,
она была начисто лишена чувства творческой зависти и ревности. Это
обстоятельство позволяло ей объективно оценивать произведения коллег.
Широко известны цветаевские посвящения Блоку, Ахматовой, Пушкину.
Поэтам, размышляющим о своем предназначении, свойственно обращаться
к Музе. У Цветаевой Муза упоминается редко, вскользь, как будто
она не видит ее особой заслуги в своем творчестве. Интересно, что
в стихах, обращенных к Ахматовой, та названа Музой плача. Надо думать,
что Цветаева считала Ахматову своей вдохновительницей и имела смелость
это признать.
Обращений к Музе немного; Цветаева надеется не на нее - на себя.
Она стремится к постоянному самосовершенствованию, ибо в этом видит
путь развития своего творчества, от которого все равно никуда не
скроешься («Стол»). Поэтесса «пригвождена» к письменному столу на
всем протяжении своего творческого пути, а творчество не имеет предела
и ширится все больше. Но это для Цветаевой не ярмо, а, напротив,
убежище от диких орд. Она всегда может укрыться в творчестве, как
в тихой гавани и в то же время, не скрываясь говорить то, что хочет
сказать. Есть в поэзии Цветаевой тема, которая роднит ее со многими
поэтами - это взаимосвязь творчества и «неумолимого бега времени».
Людям свойственно страшиться смерти и полного забвения, еще острее
это чувство развито у людей искусства. Свое бессмертие Цветаева,
как все творческие личности, видит в творчестве:
Для того я (в проявленном - сила)
Все родное на суд отдаю,
Чтобы молодость вечно хранила
Беспокойную юность мою.
Стремясь сохранить свою жизнь в
стихах, Цветаева с редкой искренностью раскрывает перед нами свою
жизнь. Эта целая исповедь, охватывающая детство, юность и зрелые
годы. Но даже будучи вполне взрослым человеком, Цветаева сохранила
всю непосредственность детского восприятия и мир у нее расцвечен
множеством красок, чувства - свежи, переживания - глубоки. Эта многогранность
и яркость возможна, благодаря редчайшему дару - безоглядной любви
к жизни. Этим даром Цветаева наделяет и свою лирическую героиню,
характер которой всегда непредсказуем, неожидан. В героине сама
поэтесса достигает желанного бессмертия, оставаясь всегда молодой
и полной творческих сил, вдохновения.
Для Цветаевой назначение творчества незыблемо: стремление к свету,
полноценное участие в жизни, противостояние смерти, борьба с бездуховностью.
Эти вечные человеческие ценности, совершенно искренне провозглашаемые
Цветаевой, сделали ее творчество не просто известным бессмертным.