|
Сочинения и вопросы по литературе
Сочинение 9 класс. Софья и Лиза в комедии А.С.Грибоедова "Горе от ума": два характера и две судьбы Софья - главная героиня
комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума». Это образ, который с момента
появления комедии на свет до сегодняшнего дня вызывает наибольшее
количество споров, толкований, разночтений. Известно, что А. С.
Пушкин считал: «Софья начертана неясно...» Немирович-Данченко, напротив,
говорил о чрезвычайной точности и законченности образа. Но, пожалуй,
полнее всего противоречия характера Софьи раскрыл И.А. Гончаров
в своей ставшей знаменитой статье «Мильон терзаний». Гончаров говорит
о том, что «к Софье Павловне трудно отнестись не симпатично». Это
натура неординарная. В ней есть и живой ум, и страстность, и твердость
характера. Недаром Чацкий любил ее и стремился к ней в Москву. Этот
человек мог полюбить только натуру незаурядную. Но Софья росла и
воспитывалась в фамусовском обществе, это наложило на ее характер
свой отпечаток: будучи живой, деятельной, мечтательной натурой,
она, в то же время, своенравна, упряма, иногда слепа и полна предрассудков.
Может быть, это и заставило ее увлечься Молчалиным. Хотя, казалось
бы, по всему ей гораздо больше подходит Чацкий. Вопросом, почему
Софья полюбила ничтожного Молчалина, задается всякий, прочитавший
«Горе от ума». Сразу хочется обвинить «французские книги», сентиментальные
романы и неправильное воспитание. Но дело не только в этом. Софья приписывает
Молчалину массу добродетёлей: робость, ум, смиренность, даже то,
что он «в бедности рожден». Она слепа почему-то именно в отношении
Молчалина, во всем же остальном - умна, расчетлива. Кто так чувствителен,
и весел, и остер, Жизнь в доме Фамусова не развратила Лизу: она отвергает домогательства и Фамусова, и Молчалина. Предел ее мечтаний - буфетчик Петруша. Но, в отличие от своей барышни, Лиза не слепнет от любви и продолжает трезво мыслить. Она, кстати, с самого начала предвидит развязку отношений Софьи и Молчалина: «В любви не будет этой прока ни во веки веков». Лиза сердцем - на стороне Чацкого, хотя и продолжает способствовать свиданиям Софьи с Молчалиным. Как бы ни хотелось ей сблизить Чацкого и Софью, она все равно всегда будет стоять на стороне своей барышни и укрывать ее, что бы таки задумала. Лизе постоянно приходится лавировать между «барским гневом» и «барской любовью, которых она желает миновать «пуще всех печалей». Однако она все же поплатится за свою преданность. В финале взбешенный Фамусов не знает ни снисхождения, ни пощады, и объявляет Лигу главной виновницей «заговора»: … выучилась ты любовников
сводить, Что касается Софьи,
то и она наказана. Она узнает об обмане Молчалина. И, надо отдать
ей должное, это известие она принимает достойно. Софья и Лиза -
две поразительно непохожих друг на друга героини. Одна - барышня,
другая - служанка; одна сентиментальна, другая практична. Во многих
ситуациях Лиза предстает в более выгодном свете, чем Софья. Обе
героини одинаково интересны, но если Лиза - характерный образ служанки,
то Софья - вовсе не характерная барышня. Неудивительно поэтому,
что ее столь по-разному оценивали критики. И лишь одно сходство
существует между Софьей и Лизой - это два запоминающихся и ярких
портрета. В этом Лиза ничем не уступает своей барышне. |
|
||||||||||||||||