Сочинение. 
              "Жить - значит чувствовать, мыслить, страдать" (В.Г. Белинский). 
              (По рассказу М. Горького "Старуха Изергиль")
                Если 
              к словам известного критика В.Г. Белинского «жить — значит чувствовать, 
              мыслить, страдать» добавить «любить и жаждать подвига», они обретут 
              конкретный образ: самую романтическую героиню Горького — старуху 
              Изергиль.
                   Рассказ 
              М.А. Горького «Старуха Изергиль» композиционно состоит из трех частей: 
              исповедь самой Изергиль и две легенды, поражающие своей силой противоположностей 
              характеров героев — Данко и Ларры. Данко и Ларра — герои-антиподы. 
              Один живет и погибает во имя спасения людей. Ларра же, наоборот, 
              живет только для себя и готов убить любого, кто не признает его 
              желаний.
                   Ларра, 
              сын женщины и орла, красивый, гордый, смелый; вступает в конфликт 
              с племенем и убивает девушку только за то, что она не захотела стать 
              его наложницей. Язык Изергиль прост, ей ведь и невдомек, что, когда 
              Ларра отвечал племени, что «хочет сохранить себя целым», он выражал 
              целый ницшеанский комплекс: гордость, индивидуализм, эгоцентризм, 
              презрение к простому человеку, отщепенство, разрушение морали «отцов». 
              По мысли Изергиль, главным было зло, которое творил Ларра людям, 
              и наказание, которое понес.
                    
              Осужденный на одиночество, «отверженный», «выкинутый вон», «Ларра 
              приходил в племя и похищал скот, девушек — все, что хотел». Его 
              нельзя было убить физически, но можно было уничтожить морально. 
              Но до осмысления всей тяжести наказания Ларра несколько десятков 
              лет досаждал людям, творя беззаконие. Однако теперь в его глазах 
              столько тоски, что «можно было бы отравить ею всех людей мира. Так 
              с той поры остался он один, свободный, ожидая смерти». В понимании 
              Изергиль, «ему нет жизни, и смерть не улыбается ему. И нет ему места 
              среди людей… Вот как был поражен человек за гордость!»
                   Какова 
              же жизненная позиция другого героя — Данко? Легенда о Данко имеет 
              библейскую параллель — историю о том, как Моисей вывел древних иудеев 
              из египетского плена на родину. Правда, Моисей сорок лет вел своих 
              соотечественников, молясь о спасении народа, и, после того как Господь 
              открыл пророку десять заповедей спасения души, Моисей начертал их 
              на скрижалях как единственный и непреложный план устройства земной 
              жизни и человечества, погрязшего в грехах самомнения, зависти, чревоугодия, 
              прелюбодеяния, ненависти. Но Данко не Моисей. Данко вывел людей 
              из непроходимого леса и смрадного болота, освещая им путь своим 
              горящим сердцем.
                   Однако 
              Данко упал и умер, как только вывел людей на свободную землю. Но 
              «люди же, радостные и полные надежд, не заметили смерти его и не 
              видали, что еще пылает с трупом Данко его смелое сердце». Старуха 
              Изергиль не осуждает людей за равнодушие по отношению к тому, кто 
              ради них готов был погибнуть. Для Изергиль главным в человеческом 
              существовании остается не благодарность ближних, а способность человека 
              совершить тот или иной подвиг. Так, в семнадцать лет она отомстила 
              румыну за предательство, уничтожив его хутор, мельницу и весь хлеб. 
              Она меняет страны и возлюбленных, стремясь навстречу испытаниям.
                   Ее 
              жизненный путь проходит через турецкий гарем и болгарский монастырь. 
              Спасая очередного возлюбленного Аркадэка, ей пришлось убить часового. 
              Но, когда Аркадэк сказал, что будет ей всегда благодарен, ей стало 
              скучно с ним, и она ушла. Ушла, потому что ей необходима была любовь, 
              а не благодарность.
                   Всю 
              свою долгую жизнь старуха Изергиль чувствовала, мыслила, страдала, 
              стараясь дойти до сути. Ей не понять мораль многих: «…Вижу я, что 
              не живут люди, а все примеряются, примеряются и кладут на это всю 
              жизнь. И когда обворуют сами себя, истратив время, то начнут плакаться 
              на судьбу, что же тут — судьба? каждый сам себе судьба!»
                   Можно 
              соглашаться или спорить со старухой Изергиль, вечным останется ее 
              подход к жизни: «Жить — значит чувствовать, мыслить, страдать».