Сочинение.
"Жить - значит чувствовать, мыслить, страдать" (В.Г. Белинский).
(По рассказу М. Горького "Старуха Изергиль")
Если
к словам известного критика В.Г. Белинского «жить — значит чувствовать,
мыслить, страдать» добавить «любить и жаждать подвига», они обретут
конкретный образ: самую романтическую героиню Горького — старуху
Изергиль.
Рассказ
М.А. Горького «Старуха Изергиль» композиционно состоит из трех частей:
исповедь самой Изергиль и две легенды, поражающие своей силой противоположностей
характеров героев — Данко и Ларры. Данко и Ларра — герои-антиподы.
Один живет и погибает во имя спасения людей. Ларра же, наоборот,
живет только для себя и готов убить любого, кто не признает его
желаний.
Ларра,
сын женщины и орла, красивый, гордый, смелый; вступает в конфликт
с племенем и убивает девушку только за то, что она не захотела стать
его наложницей. Язык Изергиль прост, ей ведь и невдомек, что, когда
Ларра отвечал племени, что «хочет сохранить себя целым», он выражал
целый ницшеанский комплекс: гордость, индивидуализм, эгоцентризм,
презрение к простому человеку, отщепенство, разрушение морали «отцов».
По мысли Изергиль, главным было зло, которое творил Ларра людям,
и наказание, которое понес.
Осужденный на одиночество, «отверженный», «выкинутый вон», «Ларра
приходил в племя и похищал скот, девушек — все, что хотел». Его
нельзя было убить физически, но можно было уничтожить морально.
Но до осмысления всей тяжести наказания Ларра несколько десятков
лет досаждал людям, творя беззаконие. Однако теперь в его глазах
столько тоски, что «можно было бы отравить ею всех людей мира. Так
с той поры остался он один, свободный, ожидая смерти». В понимании
Изергиль, «ему нет жизни, и смерть не улыбается ему. И нет ему места
среди людей… Вот как был поражен человек за гордость!»
Какова
же жизненная позиция другого героя — Данко? Легенда о Данко имеет
библейскую параллель — историю о том, как Моисей вывел древних иудеев
из египетского плена на родину. Правда, Моисей сорок лет вел своих
соотечественников, молясь о спасении народа, и, после того как Господь
открыл пророку десять заповедей спасения души, Моисей начертал их
на скрижалях как единственный и непреложный план устройства земной
жизни и человечества, погрязшего в грехах самомнения, зависти, чревоугодия,
прелюбодеяния, ненависти. Но Данко не Моисей. Данко вывел людей
из непроходимого леса и смрадного болота, освещая им путь своим
горящим сердцем.
Однако
Данко упал и умер, как только вывел людей на свободную землю. Но
«люди же, радостные и полные надежд, не заметили смерти его и не
видали, что еще пылает с трупом Данко его смелое сердце». Старуха
Изергиль не осуждает людей за равнодушие по отношению к тому, кто
ради них готов был погибнуть. Для Изергиль главным в человеческом
существовании остается не благодарность ближних, а способность человека
совершить тот или иной подвиг. Так, в семнадцать лет она отомстила
румыну за предательство, уничтожив его хутор, мельницу и весь хлеб.
Она меняет страны и возлюбленных, стремясь навстречу испытаниям.
Ее
жизненный путь проходит через турецкий гарем и болгарский монастырь.
Спасая очередного возлюбленного Аркадэка, ей пришлось убить часового.
Но, когда Аркадэк сказал, что будет ей всегда благодарен, ей стало
скучно с ним, и она ушла. Ушла, потому что ей необходима была любовь,
а не благодарность.
Всю
свою долгую жизнь старуха Изергиль чувствовала, мыслила, страдала,
стараясь дойти до сути. Ей не понять мораль многих: «…Вижу я, что
не живут люди, а все примеряются, примеряются и кладут на это всю
жизнь. И когда обворуют сами себя, истратив время, то начнут плакаться
на судьбу, что же тут — судьба? каждый сам себе судьба!»
Можно
соглашаться или спорить со старухой Изергиль, вечным останется ее
подход к жизни: «Жить — значит чувствовать, мыслить, страдать».