Теремок - детские игры
               
 
 

 

 

 

Сочинения и вопросы по литературе

Сочинение 7 класс. "Поэтическая сила" былины (былина "Вольга и Микула Селянинович")

    
    О далекой истории Руси мы узнаем не только из летописей, сухо излагающих конкретные события, но и из проникновенных, полных поэтической выдумки былин и сказок. Героями былин становились и воины-богатыри, и обыкновенные землепашцы. Общими у них были только любовь к родине и желание в любую минуту встать на ее защиту.

Когда воссияло солнце красное
На тое ли на небушко на ясное...

    Такими словами начинается русская былина «Вольга и Микула Селянинович».
    Язык былины отличается необыкновенной образностью, которая достигается за счет использования большого количества сравнений и эпитетов. Долгое время, передавая из уст в уста сказания и былины, люди изменяли текст, подбирая все более и более выразительные образы.
Очень ярко описана в былине природа. «Воссияло солнце красное», - как красиво и, что главное, сильно сказано. Я сразу представляю себе, как восходит солнышко, такое доброе и теплое, «красное», то есть красивое. Наши предки обожествляли солнце, ведь это источник жизни на земле, щедро дарящий всем свое тепло. Восходит оно на «небушко на ясное» - я представляю себе кристально чистое голубое небо, на котором нет ни облачка, прозрачное-прозрачное. И все: я уже практически «живу» в былине, жду, а что же будет дальше.
    А дальше:

Тогда зарождался молодой Вольга,
Молодой Вольга Святославович.

    Ведь как здорово, не правда ли? Рождение былинного богатыря сравнивается с восходом солнца - сразу определяются значимость этого героя, его высокое положение. Так же, очень ярко и сильно, описана пора взросления Вольги. Сравнение князя с солнцем - прием, характерный для русских былин.
    В былине очень ярко подчеркиваются мощь и сила другого богатыря - Микулы Селяниновича. Сначала Вольга с дружиной только услышали «оратая»:

Орет в поле оратай, посвистывает,
Сошка у оратая поскрипывает,
Омешики по камешкам почиркивают.

    Казалось бы, спустя некоторое время они уже должны были его увидеть - но нет! Чтобы увидеть пахаря, им пришлось ехать целых три дня. Богатырь-пахарь был наделен такой невообразимой силой, что шум от его работы раздавался на огромное расстояние, и пахал он так быстро, что даже княжеская дружина не смогла догнать обычного пахаря.
И так вся былина: что ни слово - то образ, да еще какой! Например:

А у оратая кудри качаются,
Что не скачен ли жемчуг рассыпаются.
У оратая глаза да ясна сокола,
А брови у него да черна соболя.

    Мне кажется, лучше сказать просто невозможно. Я искренне восхищаюсь произведениями народного творчества и считаю их вершиной всего искусства вообще. Они создавались веками и вобрали в себя всю мудрость русского народа. Это относится как к народным песням и музыке, так и к былинам, которые по традиции исполнялись как песня и чаще всего сопровождались игрой на гуслях.
    Центральным моментом былины является, как мне кажется, эпизод, где описывается, как вся дружина Вольги пытается выдернуть из земли соху Микулы и не может этого сделать. А сам Микула с легкостью

...одной рукой,
Сошку из земли он повыдернул...
Бросил сошку за ракитов куст.

    Я думаю, что образ Микулы символизирует весь простой народ, народ-богатырь, который является истинной опорой Русского государства в отличие от князя Вольги и его дружины. Даже лошадь Микулы Селяниновича ему под стать: она еще только «идет ступью», а конь Вольги уже за ней не успевает и поэтому «поскакивает», а уж когда «у оратая кобыла грудью пошла», Вольгин конь и вовсе «да оставается».
     И очень характерно заканчивается былина: Вольга интересуется, как же зовут такого могучего богатыря. На что Микула ему дает ответ, но какой! Он не просто говорит: «Я такого-то роду-племени, зовут меня так-то и так-то». Нет! Он представляет себя неразрывно связанным с простым народом, с «мужичками», такими же пахарями, как и он сам:

...А тут станут мужички меня похваливати:
«Молодой Микула Селянинович!»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

почта