|
Сочинения и вопросы по литературе
Сочинение 8 класс. Пугачев - злодей или освободитель? (по повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка") С точки зрения крестьян, Пугачев был освободителем, который помогал людям избавиться от тягот и страданий. Поэтому под знамена пугачевских войск вставали многие бедняки и беглые каторжники. В то время как на другой стороне были дворяне, знатные люди и те, кто уважал существующие законы государства. Кем может считать читатель Пугачева — злодеем или освободителем? Безусловно, Пугачев — фигура неординарная. Этот человек обладает недюжинным умом и сильным характером. Без таких качеств он не смог бы повести за собой народ. А ведь следует учитывать, что Пугачев сумел привлечь множество людей к своему войску. Несомненно, Пугачев не лишен доброты и благородства. Он способен проявить милосердие и сострадание. К тому же предводитель восстания помнит добро, проявленное по отношению к нему. Достаточно вспомнить заячий тулупчик, который пожаловал ему Петр Гринев. Впоследствии именно этот тулупчик сыграл важную роль в отношениях Петра Гринева и Пугачева. Пугачев хотел принести крестьянам освобождение. В их глазах он предстает олицетворением высшей справедливости. Но вместе с тем о какой справедливости может идти речь, если чье-то благополучие должно было быть построено на крови невинных людей! беспристрастен и старается дать понять читателю, насколько этот человек неоднозначен. В некоторых случаях Пугачев кажется злодеем и разбойником, в других же он вызывает восхищение. Но на вопрос, кем является он, злодеем, поправшим государственные устои, или освободителем, ответить не так-то просто. Таких людей, как Пугачев, нельзя оценивать, подходя к ним с обычной меркой. Следует учитывать и исторические реалии, на фоне которых происходили те или иные события. Безусловно, Пугачев предстает уникальной личностью. Ведь далеко не каждый человек может найти в себе достаточно сил для совершения такого грандиозного действия. Но вместе с тем Пугачев был и великим злодеем. И Пушкин сознательно не жалеет красок, показывая все преступления этого человека. При чтении повести неоднократно возникает праведный гнев, способный перерасти в глубокую ненависть ко всем бунтовщикам. Действительно, преступления против общественного строя никогда не приносят позитивных сдвигов. Даже если ситуация меняется на какой-то момент, то вскоре все возвращается на круги своя. В результате воины императрицы подавили восстание. А люди, которые участвовали в нем, понесли суровое наказание. Размышляя над вопросами злодейства и благородства, Приходится признать, что очень большое влияние на решение данной проблемы имеет социальная принадлежность человека. Человек будет оценивать предводителя крестьянского восстания в зависимости от своего социального положения. Дворянин, давший присягу императрице, безусловно, сочтет Пугачева и его войско сборищем разбойников и злодеев. Ведь мятежники покушаются не только на монархию, но и на все устои существующего общества. Причем Пугачев не отрицал монархию как таковую. Он провозглашает себя царем, требует беспрекословного подчинения. Меняются местами только слои населения, крестьяне и мятежники получают власть, а дворяне становятся угнетаемым сословием. А с точки зрения соратников Пугачева, он предстает воплощением самой высшей справедливости. Ведь Пугачев заставил всех дворян трепетать, при мысли о злодее у мужчин возникала ненависть, а у женщин — страх за свою судьбу и судьбу близких. А по мнению мятежников, именно такое положение вещей представлялось правильным. История сама все расставляет по своим местам. В финале повести каждый получил по заслугам. Бунтовщик и злодей Пугачев был казнен, а благородный дворянин Петр Гринев вместе со своей женой получает особую милость императрицы. Соответственно, позиция автора становится ясной. Бунтовщик Пугачев, с точки зрения Пушкина, является преступником. Пусть преступником неоднозначным, сложным. Но тем не менее противоречивость и сложность характера Пугачева совершенно не оправдывает его преступлений против невинных людей. Позиция читателя может быть совершенно иной. Каждый может пытаться оценить Пугачева как личность и как политического деятеля, основываясь на собственной точке зрения. Но тем не менее оценивая политические события давно прошедших лет, нельзя не ориентироваться на морально-этические устои общества. А христианская заповедь гласит: «Не убий!». Так что преступления пугачевских мятежников остаются преступлениями, невзирая на цель, которую они преследовали. Цель не может оправдывать неблаговидные, а тем более столь кровавые и безжалостные средства, поэтому действия Пугачева с этой точки зрения носят резко отрицательную оценку. |
|
||||||||||||||||