Сочинение
"Прием обманутого ожидания в творчестве Д.В. Веневитинова"
Поэзия
Д. В. Веневитинова — одна из самых ярких, но, к сожалению, коротких
страниц русской литературы. Войдя в историю как создатель одного
из направлений в русском романтизме — любомудрия, Веневитинов не
был обойден вниманием критики. Но работ, посвященных его творчеству,
совсем немного. Основной интерес исследователей сосредоточен на
теоретических статьях поэта. Обращение к его лирике чаще всего связано
со стремлением увидеть художественное воплощение теоретических постулатов.
Традиционно в творчестве Веневитинова выделяется ряд тем, наиболее
полно отражающих философские воззрения поэта: тайны бытия, человек
и природа, высокое предназначение поэта.
Философский характер лирики Веневитинова определяется страстью к
познанию мира и человека, тайн духа и природы, связи времен. Однако
целью моей работы является не тематический анализ произведений поэта,
а исследование одного из важнейших художественных средств его поэтического
арсенала — приема обманутого ожидания, который легко распознается
как в области содержания, так и в области формы стихотворений. Использование
данного приема объясняется особенностями философских тезисов Веневитинова,
в которых передается картина мира в представлении поэта. Для хода
дальнейших рассуждений необходимо обозначить эти тезисы: всякий
человек рожден счастливым, но чтобы познать свое счастье, душа его
осуждена к борению с противоречиями мира; неизбежность будущего
синтеза современных противоречий, примирения мысли с миром.
Подобные взгляды определяют движение лирического
сюжета многих стихотворений. Веневитинов часто использует этот прием
для того, чтобы держать читателя в напряжении. Как правило, читая
первые строки, невозможно предугадать, что ждет нас в конце.
Наличие оппозиций в окружающем мире определяет
контраст как основу композиции большинства произведений поэта. Можно
выделить две основные антитезы Веневитинова: красота и гармония
природы противостоит несовершенству человека, или, напротив, мысль
о быстротечности жизни, ее изменчивости и неподвластности человеку,
предложенная в начале стихотворения, преодолевается в финале, обманывая
ожидание читателя и меняя тональность поэтических раздумий. Действия
приема обманутого ожидания можно рассмотреть на примере конкретных
произведений.
Стихотворения “Три розы” и “Жизнь” построены
на основе первой антитезы, которую условно можно назвать пессимистической.
Повествуя о судьбе трех роз, брошенных богами “в глухую степь земной
дороги эмблемой райской красоты”, поэт строит свое стихотворение
на контрастном взаимодействии аллегорических характеристик. Аллегория
трудно поддается расшифровке, исследователи по-разному трактуют
образ каждой из трех роз. По-видимому, правы те, кто считают, что
в аллегорических “розах” воплощены природа, искусство и человек.
Смысл контраста — грустное утверждение вечной, непреходящей красоты
природы и искусства и бренности самого прекрасного произведения
природы — человека. Образы первой строфы образуют контрастные пары
с третьей строфой: “Лишь только утра луч проглянет...” — “И тщетно
утра луч проглянет...”; “Свежее роза расцветет...” — “Не расцветет
опять она”.
В стихотворении “Жизнь” контраст состоит
в сопоставлении молодости и старости, “заманчивого рассказа” и “пересказанной
сказки”. В этом стихотворении Веневитинов движется от светлого к
темному. Начало не соответствует концу. Этот путь уготовлен каждому
человеку.
Прием обманутого ожидания в этих стихотворениях
продиктован мыслью об обособленности человеческого и природного
бытия, но в ряде других произведений Веневитинов ищет возможность
преодоления их разделенности. Показательно в этом смысле стихотворение
“Веточка”. На первый взгляд, автор сравнивает человека в океане
мироздания с оторвавшейся и утонувшей веточкой (стихотворение построено
на фольклорном принципе психологического параллелизма). И человек
не может противостоять и сопротивляться “необоримой волне”. Все
люди равны перед “дверью гробовой”. Однако в последних строках появляется
мысль о человеке не песчинке, а активном участнике природного движения,
идущем к “верной цели”.
Похожую мысль можно найти в “Послании к
Рожалину”.
Вначале мы узнаем, что лирический герой
“изведал жизни море”. В молодости опасности его не пугали. Он думал,
что в жизни все очень просто и он преодолеет испытания. Но это не
так. Он не познал жизни до конца. Ее невозможно узнать. Ведь жизнь
— “безбрежный океан”, а жизнь человека — “утлая ладья”. Жизнь таит
в себе множество тайн и подводных рифов, которые скрываются под
волною. Натыкаясь на эти рифы, не все могут их преодолеть, но это
грустное убеждение опровергается в конце мыслью о том, что когда
ты преодолеешь все преграды, тогда можно сказать: “Я изведал жизни
море”, можно соприкоснуться с мудростью природы и загадкой бытия.
Если в “Веточке” разочарование преодолевается
знанием “верной цели”, то в “Сонете” и “Жертвоприношении” грустная
мудрость бесцельности существования преодолевается идеей поэтического
служения.
В стихотворении “Жертвоприношение” поэт поклоняется своей богине,
поэзии. Он всецело принадлежит ей. У него есть откуда черпать и
любовь, и надежды, и вдохновение. А это для него главное. Ему не
нужны покой, беспечность, радость. Для него в “кубке счастья” нет
измены, в “кубке счастья” — вдохновение. Жизнь ему изменяет, а поэзия
никогда. Ожидание печальных выводов об обманчивости жизни не оправдывается,
так как стихотворение завершается мыслью о верности поэзии.
В “Сонете” Веневитинов говорит о том, что
он пресытился жизнью. Его разрушили “пламень чувств” и “душевные
порывы”. И он живет одними лишь воспоминаниями. Однако он получил
от жизни все, что хотел, поэтому не чувствует себя разочарованным
и опустошенным. Он жил полноценной жизнью, так как у него были его
муза, его творчество, его поэзия. И хотя муза убийственна для него,
хотя она требует полной самоотдачи, страданья не заслоняют от поэта
того, что жизнь, конец которой он остро предощущает, не закончится
вместе с его гибелью, что она вечно жива и бесконечна в других (“И,
погибающий, тебя
благословляет”). Такова последняя строка, меняющая ведущую стихотворную
интонацию. Веневитинов воспринимает смерть лишь как оборотную, естественную
и неизбежную сторону бытия. Таким образом, эти произведения объединяет
одна общая мысль, реализующаяся через рассматриваемый нами прием:
только благодаря поэзии поэт может прожить свою жизнь полноценно.
Реализацию приема обманутого ожидания можно
увидеть и на формальном уровне. Финал стихотворений Веневитинова
обычно характеризуется использованием фигуры выдвижения как способа
организации текста, выделения существенных элементов. В последних
строках можно наблюдать либо конвергенцию (скопление изобразительно-выразительных
средств), либо смену ритма.
Так, в последних строках стихотворения “Жизнь”
использована градация, синонимический ряд резко противопоставляет
эту строку всему остальному стихотворению (“Ее загадка и завязка
уже длинна, стара, скучна...”). В последних четырех строках “Элегии”
сосредоточены два вопросительных предложения, которых не было в
основной части. Смена синтаксических конструкций привлекает внимание
к риторическим вопросам, опровергающим рассказ о любовной идиллии.
В стихотворении “Импровизация” в двух последних строках используется
авторское тире. Являясь разрывным пунктуационным знаком, оно передает
напряженность поэтической мысли (“Мне — пеною выкипеть в праведном
бое, а вам — для свободы созреть, как вино!”), противостояние восторженности
первой части стихотворения.
Таким образом, контрастность и использование
приема обманутого ожидания в произведениях Веневитинова определяются
его мировоззрением и доминировавшей в нем идеей закономерности противоречий,
из которых рождается гармония. В дальнейшем его взгляды воплотились
в творчестве М.Ю. Лермонтова и Ф.И. Тютчева.
Поэзия Веневитинова — живое, грустное, но не безнадежное раздумье
поэта, ищущего смысл жизни, выходящего к человеку с открытым сердцем,
переполненным страданием л тысячью мучительных вопросов, на которые
нужно искать ответы. Именно поэтому она современна и интересна сегодня.