Сочинение
7 класс. "Свидание" А.В. Вампилова (Мини-рецензия)
Рассказ-сценка Вампилова "Свидание"
заставляет читателя улыбнуться над тонким юмором автора и одновременно
задуматься над сложностью человеческих отношений. Как часто люди
прячутся за красивыми словами! Пелена слов закрывает истинный характер
и поступки человека. И вот уже почти невозможно определить истину.
Так произошло и в этой сценке. Молодой человек был влюблен в таинственную
девушку Лилю, которая обладала нежным голосом. Он ни разу не видел
девушку и беседовал с ней только по телефону. И именно поэтому он
сумел создать о себе самое выгодное впечатление. Юноша почти влюбился
в прекрасную незнакомку, оставалось только встретиться с ней наяву.
И тут-то и случается забавный и одновременно неприятный казус.
Ботинки, которые порвались у юноши, и каблук,
оторвавшийся у туфельки девушки, сталкивает их у лавочки уличного
сапожника. Наверное, это был знак судьбы. Не зная, кто перед ним,
юноша полностью раскрывает свой истинный характер. Грубость, невоспитанность
и хамство никогда никого не украшают. А как ведет себя юноша? Он
ни за что, не желает уступить место девушке, разрешить чтобы мастер
в первую очередь починил ее туфельку. Разве настоящий рыцарь может
вести себя подобным образом?
Молодой человек сразу забывает о хороших
манерах. Наверняка он очень начитан и образован. Об этом говорят
его лирические отступления, когда он говорит о взаимоотношении полов:
"Вы, наверное, успели уже заметить, что взаимоотношение полов
состоит из предрассудков и заблуждений. Оттого, что какой-то болван
тысячелетие назад взял манеру бренчать под окном капризной особы
на гитаре, прикладывать руку к сердцу и прочее, я должен сейчас
уступать во всем каждой женщине". Подобные слова выдают в молодом
человеке эгоиста и лицемера. Ведь наверняка он говорил по телефону
своей таинственной незнакомке красивые слова, быть может, даже признавался
в любви. Порванные штиблеты заставляют его обнажить свою истинную
сущность.
Мужчина уступает женщине по праву сильного.
Только сильный, уверенный в себе человек может быть назван настоящим
рыцарем. И если этот человек начинает проявлять такие качества,
как мелочность, хамство, то ни о каком рыцарстве уже не может быть
и речи. Не случайно к названию рассказа добавлена фраза "сценка
из нерыцарских времен". Молодой человек сам создает о себе
самое что ни на есть невыгодное впечатление: "Я не могу, не
имею возможности быть чутким и нежным со всеми девушками, починяющими
обувь у частников".
Девушка также не пытается себя сдерживать.
Она охотно дает молодому человеку самые нелестные характеристики,
называет его "нахалом" и "хамом". Как-то не
гармонируют такие высказывания с "нежным голосом" девушки,
с ее природной мягкостью и нежностью. Конечно, она обижена. Но ведь
она могла бы не ввязываться в бурную ссору с невоспитанным незнакомцем.
В результате девушка кажется также слишком современной, то есть
чересчур издерганной и нервной.
Благодаря такой короткой сценке читатель
может проанализировать и свое собственное поведение в различных
ситуациях. Не лицемерим ли мы порой, когда прикрываемся красивыми
словами? А наши поступки потом оказываются намного хуже и безобразнее.
В результате мы лжем в первую очередь самим себе, когда хотим показаться
благородными и воспитанными. А на деле оказываемся такими же невежами,
как и молодые люди из только что прочитанной сценки.