Теремок - детские игры
               
 
 

 

 

 

Сочинения и вопросы по литературе

Сочинение по картине "Дети, бегущие от грозы"
К. Е. Маковского

Сочинение по картине "Дети, бегущие от грозы"

1 вариант сочинения

     К. Е. Маковский – великий русский художник. Его картины наполнены живыми бликами солнца, создающими неповторимую игру света и тени. Люди, являвшиеся всегда центром внимания художника, живут на его полотнах яркой, насыщенной жизнью, их лица очень эмоциональны, а движения переданы предельно правдиво.

На картине, о которой пойдет речь, мы видим двоих детей: девочку лет 10-12 и совсем маленького мальчика (может быть, ему 2-3 года), которого она несет на спине. Легко представить, что это сестра, захватившая братишку погулять на опушку леса, чтобы набрать немного грибов. Они пошли совсем ненадолго, и вдруг погода резко испортилась, налетела гроза. Сначала ребята услышали далекие раскаты грома, затем увидели быстро приближающуюся тучу, и вот, наконец, когда они уже спешили домой, подул резкий ветер, предвещающий близкий дождь.


Художник очень верно передал картину русской природы: мы видим золотистое поле, на котором уже поспели колосья хлеба, видим равнину, убегающую вдаль, знакомое летнее разнотравье.

При внимательном взгляде на одежду детей можно понять, что они – из крестьянской семьи. Для них обычное дело – все лето бегать босиком. Братик боится грозы, но не может быстро бежать. Личико у малыша испуганное, он смотрит прямо на зрителя, как бы прося о помощи. А сестра боится не только за себя, но и за брата, она торопится, оглядывается на близкую тучу, чтобы понять, удастся ли вовремя добежать до дома.

Художнику удалось создать очень трогательную картину. Он заставляет зрителя сопереживать своим героям. В то же время, он дает надежду на счастливое завершение этой истории. Мостик через ручей, скорее всего, находится очень близко от деревни, а значит, дети успеют добежать домой до начала ливня.

2 вариант сочинения

Перед нами произведение известного русского живописца Константина Егоровича Маковского. В своем творчестве художник обращался к самым различным темам. Встречаются у него и портреты, и жанровая живопись, и изображение исторических событий. Но особенно притягательными, на мой взгляд, являются полотна, изображающие явления природы и события народной жизни, самих людей из народа. Одна из них — «Дети, бегущие от грозы», сочетающая в себе и зарисовку картин природы, и изображение внешности сельских ребятишек, и отражение человеческих чувств и эмоций. Рассматривая это произведение, словно видишь события, предшествующие запечатленному моменту, и начинаешь сопереживать его героям, будто вместе с ними попадаешь на этот луг во время грозы.

На картине мы видим сельский пейзаж, привлекающий своей реалистичностью. Буйство луговых трав, лес, виднеющийся вдали, неглубокая речушка, протекающая сквозь густую растительность. И тоненький, хрупкий мостик, переброшенный через эту речку. А на мостике — сельская девочка. Она босиком, в легком платьице. Ее волосы растрепал ветер. Мы видим, что она и сама-то не такая уж взрослая, но у нее на плечах младший брат, и она спешит укрыться сама и спрятать его от надвигающейся грозы.

Видимо, дети ходили в лес за грибами или ягодами — в руках у девочки корзина. Может быть, они уже направлялись домой, когда в дороге их настигла гроза. Вероятно, до деревни еще далеко, а поблизости нет никакого укрытия, где можно было бы спрятаться и переждать ливень.

А гроза все приближается. Небо затянуто серыми грозовыми тучами, из которых вот-вот польется дождь. И он обещает быть сильным: нет ни одного просвета на небе, ни одного лучика солнца. Холодный ветер гнет травы и пронизывает насквозь легкую одежку. Девочка с опаской глядит на небо: быть может, она увидела сверкающие молнии или услышала раскаты грома. В ее глазах тревога. Ведь страшно и опасно оказаться в открытом поле в разгар грозы. Однако больше она боится за своего младшего брата, за которого она в ответе. Мальчик совсем маленький. Его еще больше пугают приближающиеся вспышки и устрашающие громовые раскаты. Он, быть может, и не знает еще, что такое гроза и чем она может быть опасна. Но ему очень страшно. Ведь вокруг стало так темно, а черные грозовые тучи нависли так низко! Поскорей бы добраться до дома. Но он чувствует: сестричка его спасет. Он крепко обнимает ее своими крошечными ручонками и прижимается к сестре всем своим маленьким тельцем.

Напряженность сюжета художник подчеркнул умелым подбором угрюмых, насыщенных темных красок, нагнетающих тревожную атмосферу, передающих опасность ситуации, в которой оказались эти двое детей. Впечатление усиливается тем, что картина словно наполнена движением стихии и движением детей, стремящихся убежать от грозы, опередить ее.

Такое впечатление произвела на меня картина К. Е. Маковского. И мне кажется, его творчество по праву занимает достойное место в ряду великих русских мастеров художественного искусства.

3 вариант сочинения

Константин Егорович Маковский родился в семье известного деятеля искусств, основателя Московского художественного училища, унаследовал от родителей музыкальные и изобразительные способности. Став художником, работал в разных жанрах, в том числе в жанре повседневного быта, в котором написана картина «Дети, бегущие от грозы». Создана картина в 1872 году. Среди картин на тему крестьянского быта это полотно выделяется особой эмоциональной выразительностью.
Сюжет прост: крестьянские дети ходили в лес за грибами, но погода преподнесла им сюрприз. Как часто бывает летом, неожиданно набежали тучки, подул ветер, в воздухе запахло грозой. Испуганные дети поспешили возвратиться домой. Младший братишка слишком мал, чтобы быстро передвигаться, пришлось старшей сестре посадить его на спину и придерживать руками, рассчитывая только на собственные силы. Ходить в лес за грибами и ягодами для сельских жителей — привычное занятие, с малых лет крестьяне жили в тесном слиянии с окружающей природой, добывая и пользуясь её дарами. Вот и эти ребятишки насобирали грибов, которые жалко стало бросать, поэтому старшая сестра соорудила из фартука подобие сумки, подвязав концы. Из подберёзовиков получится вкусный суп или другое блюдо для всей семьи.
Лето на картине во второй половине, ближе к концу. Уже пошли грибы, вдали виднеется поле со спелым зерном, оно выделяется жёлтым цветом, можно заметить цветущее разнотравье и распустившиеся кувшинки в воде. Ветер довольно-таки сильный, травы гнутся до земли. Кажется, что ветер как бы подгоняет, детей, дует им в спину, призывая поторопиться. Небо раскрашено во все оттенки синего: от светло-голубого до темно-фиолетового.
Где-то сгустились тучи, где-то просвечивает солнце, ярким пятном падая на поле с созревшей пшеницей и окрашивая траву в изумрудно-зелёный цвет. О приближении грозы говорит отсутствие птиц в небе, они заблаговременно спрятались. Дорога детей пролегает через дощатый мосток, перекинутый через ручей. Мостик хлипкий, из двух толстых досок. Доска, по которой ступает девочка, прогнулась. Телега по нему не проедет, видимо, мостик перекинули, чтобы ходить в лес. Ручей мелкий, вода в нем тёмная, непрозрачная. Ряска у берега затянула листья кувшинки, как бывает в августе.
Дети, изображённые на холсте, из крестьянской семьи. Ноги у детей босые, так всё лето ходили в деревне, чтобы беречь обувь. На старшей сестре — обычная крестьянская одежда: немаркий сарафан темно-синего цвета, холщовая сорочка с закатанными рукавами, фартук, как обязательный атрибут костюма деревенских женщин. На голове — цветастый платок, сбившийся с головы, ветер треплет его концы. Волосы пшеничного света, длинные, забраны под платок, но ветер растрепал их и девочка не поправляет причёску, руки её заняты. На шее подростка висят незамысловатые бусы и такие же серьги в ушах, подчёркивающие, что девочка считает себя взрослой девушкой, поэтому украшения ей необходимы. Карие глаза, курносый нос и светлые волосы у детей подтверждают их родство. Только у младшего брата они выцвели за лето на солнце и приобрели соломенный оттенок. Подстрижены волосики неумелой рукой, чтобы не мешали малышу и не доставляли хлопот старшим. На ребёнке то ли тёмненькая юбчонка и розоватая кофточка, доставшиеся от старшей сестры, то ли короткие штанишки и курточка. Крестьяне, особенно бедные, одевали детей в то, что можно носить. Мальчик совсем маленький, на ручках ещё заметны перетяжки, пальчики пухленькие, да и щёчки младенческие.
Маковский запечатлел момент, когда на ходу старшая девочка оглядывается посмотреть на небо, в котором сгущаются тучи и, возможно, сверкнула молния или прогремел гром. Деревенские жители всегда боялись грома, считая, что боги гневаются. Вымокнуть под дождём не хотелось, так как одежда могла испачкаться и испортиться, а её приходилось беречь бедным крестьянам. Поэтому дети заторопились домой. Младший братик выглядит уставшим, испуганным, он прижался к старшей сестре и крепко держит её за шею ручками. У старшей девочки на лице не испуг, скорее опасение и тревожный расчёт. Она прикидывает, успеют ли они добраться домой до начала дождя.
Брови нахмурены, взгляд сосредоточен, она понимает, что на ней ответственность за младшего братишку. Наводит на размышление мысль, почему дети боятся грозы, но не побоялись уйти одни в лес, так далеко от дома? В лесу можно встретить плохих людей, которые могут обидеть, можно столкнуться с опасным зверем: медведем, волком, кабаном, попасть в болото, провалиться в яму, просто заблудиться. Может быть, было нужно набрать грибов, чтобы приготовить обед. Или так принято было в деревне в те времена, дети росли, не отделяя себя от окружающей среды — лес и река были частью их жизни, они приспосабливались друг к другу. Природа учила и воспитывала детей, приобщая их к своим богатствам. Поэтому ребята одни были в лесу, и только приближающаяся гроза прогнала их, заставила вернуться домой. Художнику замечательно удалось отразить на холсте все эмоции детей, гармонию стихийного явления и людских чувств, поэтому изображённое надолго притягивает взгляд и не отпускает от себя.
Выставляется картина в Третьяковской галерее в Москве.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

почта