Сочинение
по картине "Девочка с персиками" В. А. Серова
1 вариант
В 1887 году портретист В. А. Серов гостил у своих друзей, там он
написал портрет Веры Мамонтовой. Картина стала называться «Девочка
с персиками».
На этой картине
изображена юная девочка двенадцати лет, которая сидит за столом
в светлой комнате. Судя по всему, эта комната служит столовой. Черты
лица у девочки мягкие, слегка смуглая кожа, выразительные темные
глаза, непослушные черные волосы. На ней надета розовая кофточка,
украшенная черным бантом.
На столе рядом с девочкой разложены спелые персики, один из которых
она держит в руках. Наверное, героиня только что была в саду, где
собирала сочные плоды. Также на столе лежит маленький серебристый
нож, скорее всего, девочка собирается их попробовать. Мастеру удалось
запечатлеть мимолетный момент, кажется, девчушка вот-вот вскочит
и вновь умчится в сад, наслаждаться солнечным деньком. Вся поза
героини выражает нетерпение. В глазах Веры притаились смешинки,
возможно, она задумала какую-нибудь шалость.
Сквозь открытое окно в комнату льется
солнечный свет, он играет солнечными зайчиками на всех предметах
обстановки. От этого картина становится еще более легкой и радостной.
Образ юной героини очень чистый и светлый, и это как бы подчеркивается
окружающей обстановкой, простой и уютной.
В своей работе художник использовал
контрастные тона: темная мебель, черные волосы героини и черный
бант на фоне нежных светлых красок. Он создал поэтичную одухотворенную
атмосферу. Все полотно наполнено свежестью и энергией.
Глядя на эту картину,
я вспоминал, как сам летом ездил к бабушке и гулял у нее в саду.
Тогда тоже солнечные лучи заливали все вокруг, было хорошо и спокойно,
а на душе радостно. Это полотно пробудило во мне похожие ощущения.
Мне захотелось взять один из персиков, ощутить его мягкую шелковистую
кожицу и попробовать сочную сладкую мякоть.
2 вариант
Картина «Девочка с персиками» написана
Валентином Серовым в 1887 году, когда художнику было всего 22 года.
Это одна из первых его работ такого масштаба, сразу завоевавшая
симпатию и признание публики, а также всего художественного сообщества.
Писалась картина в усадьбе известного предпринимателя и мецената
Саввы Мамонтова, располагавшейся в селе Абрамцево. Художник часто
и подолгу гостил у Мамонтовых в этом селе, был знаком и дружил со
всеми членами большой семьи. В тот приезд он увидел что-то в лице
Верочки Мамонтовой, дочери Саввы Ивановича, что ему захотелось немедленно
нарисовать её портрет. В. Серову очень хотелось, по его словам,
рисовать «отрадное» на своих картинах. И ему это удалось. Первоначально
называлась картина «Портрет В.М.», но затем с лёгкой руки художника
И. Грабаря, получила известность под названием «Девочка с персиками».
Веруша Мамонтова была очень непоседливым, живым ребёнком, любила
подвижные игры. Однажды Серов подсмотрел момент, когда во время
игры в казаки-разбойники, Верочка залетела в столовую, взяла в руки
персик и присела к столу. Именно так захотелось изобразить девочку
на своём полотне художнику. Он долго уговаривал её. Когда Вера согласилась,
ей пришлось целый месяц терпеливо позировать другу семьи.
«Девочка с персиками» не просто портрет девочки — это соединение
портрета, пейзажа, интерьера и натюрморта. Гармоничное сочетание
всех компонентов и придаёт цельность и привлекательность полотну.
В центре, в нетерпеливой позе сидит 12-летняя девочка в розовой
кофточке, украшенной синим в белый горошек бантом. В руках она держит
персик. Она забежала в столовую, чтобы съесть его и немного отдышаться.
Темно-каштановые, необыкновенно густые волосы её растрёпаны, она
много бегала во время игры. Выделяются на лице брови. Чёрные и густые
в виде полумесяца, они почти сходятся на переносице. Яркие губы
сжаты, как будто девочка только что закончила говорить. Она словно
ждёт сигнала, по которому ей можно будет вскочить, убежать и продолжить
игру. Кожа у девочки нежная, бархатистая, про такую говорят — персиковая.
На щеках играет хороший, здоровый румянец. Но самое главное в этом
портрете — тёмные с синеватыми белками глаза. Они настолько выразительны,
что хочется вглядываться в них долго и находить все новые и новые
оттенки и смысл. Ждущий и зовущий в какие-то неведомые дали взгляд
тёмных, похожих на маслины, глаз выдаёт в подростке незаурядную
натуру, неукротимую энергию, ум, детскую чистоту и невинность. Осанка
девочки показывает, что ей присуще чувство собственного достоинства,
благородство. Она нисколько не смущается тем, что в данный момент
она является натурщицей, и с неё пишут портрет, на который потом
будут смотреть сотни людей. Она просто делает одолжение своему другу,
позируя ему. Чувствуется, что девочка безоблачно счастлива в этом
доме, окружена любовью и заботой родных и близких людей, живёт в
гармонии с людьми и окружающей природой.
Девочка сидит за столом, накрытым белоснежной скатертью. Её цвет
подчёркивает загар на детских руках, полученный за лето, проведённое
в усадьбе. Рядом с ней лежит серебряный нож, персики и жёлтые увядающие
кленовые листья. Персики свежие, так как выращены садовником в местной
оранжерее Мамонтовых. Возможно, Вера сама и нарвала их, забежав
в оранжерею, поэтому они лежат не в вазе, а просто разбросаны по
столу.
Тщательно выписана мебель в столовой: добротные стулья красного
дерева и столик и даже фигурка солдатика за спиной у девочки. В
простенке висит керамическая тарелка, изготовленная кем-то из гостивших
в доме художников. Видна небольшая часть дверного проёма с открытой
дверью, что как бы увеличивает окружающее девочку пространство.
А пространство — комната и часть сада за окном — пронизано светом
солнечного осеннего дня и насыщено воздухом. Особенно удалось художнику
передать наполненность места воздухом и светом. Благодаря солнечному
свету, льющемуся из окна, всё белое имеет разнообразные оттенки
— скатерть, стены и белая рама окна. Розовый, голубой, жёлтый тона
присутствуют на белом. Даже темно синий бант оставляет на розовой
кофточке сиреневые и голубоватые тени. Блики света играют на всех
предметах интерьера, даже на металлическом подсвечнике, стоящем
на подоконнике. В него вставлена свеча, которую зажигали по вечерам,
так как электричества в конце девятнадцатого века в селе, наверное,
ещё не было. За окном видны деревья в саду. По окраске листьев можно
определить время года — это конец лета или начало осени.
Всё, изображённое на этой картине кажется тёплым и живым. Тёплые
тона, которыми написана девочка, на фоне холодного белого подчёркивают
её естественную жизненность. Даже бант на блузке похож на присевшую
бабочку, готовую вспорхнуть и улететь. Прелестная свежесть девичьего
лица, простота сюжета делают картину приятной и понятной большинству
зрителей. Но, вместе с тем, так передать загадку женского взгляда,
несущего в себе уйму смысловых оттенков, мог только великий художник.
Это придаёт картине очарования и привлекательности.
Портрет после выставки в Москве, долго висел в этой столовой на
стене, затем был передан в Третьяковскую галерею, где и экспонируется
до настоящего времени. А в Абрамцево, где сейчас музей, висит копия
картины.