Теремок - детские игры
               
 
 

 

 

 

Сочинения и вопросы по литературе

Сочинение по картине В.М. Васнецова "Аленушка"

Сочинение по картине В.М. Васнецова "Аленушка"

1 вариант

     Художник Виктор Васнецов любил гулять по ахтырским полям, и казалось ему, что полям этим конца-краю нет. Налетит ветерок, на мгновение потемнеют светлые краски поля — и вновь заблещут как ни в чем не бывало. Жарко заволнуется нежно-желтое море ржи, и оживут тысячи васильков, откуда-то послышится песня, ее слов не разберешь. Это поет душа человека. Над глухими русскими деревнями, вросшими в землю подслеповатыми избами, размытыми дорогами часто слышались художнику печальные песни.

Казалось, песни эти напеты осенней непогодой, нашептаны беспросветной нуждой и безысходным горем. Такие же чувства были в душе у Виктора Васнецова после того, как он прочитал в сборнике сказок Афанасьева сказку об Аленушке. Художник не раз слышал эту сказку и в детстве, она тронула его глубже и сильнее других, запал ему в душу и тоскливый напев, доносившийся со дна реки, и вся поэтическая ситуация сказки с ее торжеством правды. Васнецов думал об Аленушке, и замысел его новой композиции все больше прояснялся.

На картине Виктора Васнецова «Аленушка» мы видим героиню одноименной сказки, несправедливо обиженную людьми. Она совсем одна в дремучем лесу, полном таинственных звуков и шорохов. Пригорюнилась, присела на круглый старый камень у черного пруда и в тяжелом, безысходном горе обхватила тонкими руками колени. Одета она в цветастый деревенский сарафан, босая, немного растрепаны ее волосы в косе. Грустно сидит она, положив голову на руки. Это настоящая деревенская девочка-подросток пришла в темный, но совсем не страшный (Аленушка выросла среди этих деревьев, цветов и полян) лес погрустить о своей жизни и участи. Ее отца и матери уже нет в живых, чужие люди заставляют работать на них с утра до ночи, поднимают на нее руку, морят голодом и обижают. Что же будет дальше?

Природа, изображенная на картине, отражает внутреннее состояние девочки. В предчувствии недалекой зимы сумрачно насупилось и тяжело нависло низкое осеннее небо. Неподвижен и темен пруд, в его таинственной глади лишь смутно отражается сарафан Аленушки.

Но не все мрачно в пейзаже, окружающем Аленушку. В отдалении видны елочки, манящие вечно молодой зеленью, чуть ближе — стройные осинки. Осинки стоят совсем недалеко от девочки и под набегающим ветерком, осыпая Аленушку золотыми листьями, словно шепчут ей: «Не плачь, не горюй!» А стебли камыша слева от девочки и на переднем плане картины совсем твердые, жесткие и прямые, будто хотят сказать ей, чтобы она не плакала и выпрямилась так, как они.

Рабскую долю женщины в живописи изображали и другие мастера, но, в отличие от них, Васнецов раскрыл эту тему в истинно народном стиле. Ведь в этой картине воплотилась не только сказка. Сам автор говорил, что в ней «...чудесные русские глаза, которые глядели на меня и весь божий мир... и в вятских селениях, и на московских улицах и базарах и навсегда живут в моей душе и греют ее!» Сам Васнецов признает в этой картине обобщение русского типа женской духовной красоты.

2 вариант

«В мире много сказок
Грустных и смешных
И прожить на свете
Нам нельзя без них»
С.В. Михалков

Творчество выдающегося живописца конца XIX — начала XX века Виктора Михайловича Васнецова очень разнообразно. В начале своей творческой деятельности художник писал картины бытового жанра: «Военная телеграмма», «Балаганы в Париже», затем работал в жанре портрета, занимался орнаментальным искусством, был архитектором. Но основным направлением в его творчестве стало былинно-историческое. Живописец создал такие полотна, как:
«Иван-царевич на Сером Волке», «Спящая царевна», «Ковёр — самолёт» и другие. Все они проникнуты глубокой любовью к фольклору и традициям родного русского народа. Впоследствии критики стали называть В.М. Васнецова «истинным богатырём русской живописи».
Картину «Алёнушка» В. М. Васнецов написал в 1881 году по мотивам русской народной сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». Живописца не оставил равнодушным образ бедной трудолюбивой девушки,- оставшейся сиротой вместе с маленьким братом. Героиня живописного произведения расположена в самом центре картины. Одетая в простое старое цветастое платье, она одиноко сидит на сером большом камне, обхватив руками свои босые ноги. Её голова с растрепавшимися светлыми волнистыми волосами опущена на колени. У девушки доброе, но печальное выражение лица, широко раскрыты глаза, приоткрыт рот. Необъятная тоска читается во всём её виде. Наверное, главная героиня в этот момент думает о своём братике, превратившемся в козлёночка, не знает, как помочь ему в этом безутешном горе, её сердце переполняется печалью и тревогой.
Алёнушка изображена живописцем на фоне пейзажа ранней осени. На переднем плане картины — неподвижная водная гладь, по которой, как лодочки, плывут жёлтые листья. В зеркале реки видно отражение Алёнушки, сидящей на камне.
Высокие стебли камыша с тонкими листьями живописно расположились в озере и покрыли почти весь берег. За девушкой виднеются невысокие берёзки и осинки, листья которых уже начали покрываться жёлтой краской и дрожат на ветру. На одной из веток сидит стайка птиц. Они не перелетают с ветки на ветку и не поют весёлых песен. На заднем плане густой стеной расположились вечнозелёные лесные красавицы — ели. Тёмная лесная чаща добавляет мрачности. Вся природа предчувствует начинающееся увядание и грустит вместе с Алёнушкой.
Серый неприветливый небосвод, лишённый лучей яркого солнца, дополняет грустью композицию, составленную В.М. Васнецовым.
Живописное полотно написано художником в контрастных тонах. Автор намеренно привлекает внимание к лицу героини. Оно выполнено в светлых тонах на тёмном фоне. Чувствуется, что живописец сочувствует горю Алёнушки и сопереживает ей. Во всей композиции В.М. Васнецов использует холодные, блёклые тона, которые помогают создать печальное настроение.
При просмотре картины В. М. Васнецова «Алёнушка» возникает грусть, печаль, появляется сочувствие и сострадание к бедной сироте, хочется разделить с ней все невзгоды и помочь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

почта