Сочинение
7 класс. Герои-богатыри (по былинам «Илья Муромец и Соловей-разбойник»
и «Вольга и Микула Селянинович»)
1 вариант
сочинения
Былины
— это один из жанров русского фольклора. Это песни, но песни особые,
эпические, которые рассказывают о героических событиях, произошедших
давным-давно. Не случайно в былинах мы находим множество исторических
примет давнего времени, например старинное вооружение воинов: меч,
щит, копье, шлем, кольчуга — все это есть у богатыря; в них воспеваются
города, действительно существующие или существовавшие ранее: Киев-град,
Чернигов, Муром, Галич и другие.
Само слово «былины» происходит от слова «быль», то есть в этих старинных
песнях поется о том, что происходило на самом деле, но происходило
когда-то прежде, в старину. И потому на протяжении столетий в Киево-Печерской
лавре выставляли мощи Ильи Муромца; разбросанные в ростовских лесах
курганы выдавали за могилы врагов, побитых Алешей Поповичем. Самым
невероятным былинным эпизодам исполнители былин давали очень простое
объяснение: «В старину-де люди были вовсе не такие, как теперь,
— богатыри».
В былинах воспеваются богатыри, в образах которых воплотились лучшие
качества народа, и их героические подвиги, которыми разрешаются
конфликты общенародного значения. Наделенные чувством собственного
достоинства, богатыри отстаивают честь своей родины. В каждой былине
им приходится решать главный вопрос, совершать главный поступок,
от которого зависит судьба города или даже всего государства. Отсюда
и та гиперболизация, с которой изображаются былинные богатыри и
их противники. Богатырей отличает огромная физическая сила: они
бьются-рубятся с врагами, «не пиваючи, не едаючи», подбрасывают
тяжелые палицы в поднебесье, «скоки» их богатырских коней «по пятнадцать
верст». Такие преувеличения выражают отношение народа к былинным
героям.
Все богатыри олицетворяют свойства, интересы, возможности целого
народа, его идеалы. Но у каждого из них свой облик, свои поступки,
свое место в кругу былинных персонажей. Например, Добрыня Никитич
отличается «вежеством», он не только воин, но и дипломат, и выдающийся
музыкант, а Алеша Попович «напуском» силен, он дерзкий и смелый
воин.
Особое место занимает Илья Муромец. Его подвиги приурочены к Киевской
Руси времен княжения Владимира, и у Ильи нет никаких других забот
и интересов, кроме защиты родной земли. Его старшинство обнаруживается,
например, в том, что обычный при имени других богатырей эпитет «молодой»
к Илье Муромцу не применяется. К нему обращаются: «дородный, добрый
молодец», «старый казак». О нем уважительно говорят: «Сильный-могучий
богатырь, Илья Муромец сын Иванович».
Например, в былине «Илья Муромец и Соловей-разбойник» он один легко
(играючись) устранил сразу три «помехи», которые встретились ему
на пути из Мурома в стольный Киев-град:
…Первая помеха — очистил я Чернигов-град,
Другая помеха — я мостил мосты на пятнадцать верст
Через ту реку через Самородину;
Третья помеха — я сошиб Соловья-разбойника.
Былина о чудесном пахаре Микуле Селяниновиче прославляет крестьянский
труд, выражая любовь и уважение народа к оратаю. В образе этого
былинного героя воплотились представления народа о крестьянине-богатыре.
Прославляются могучая сила (десять дружинников «не могут сошку из
земли выдернуть, из оме-шиков земельки повытряхнуть»), стремление
к честному труду («орать, да пахать, да крестьянствовати»), достаток,
добытый этим трудом («у оратая сапожки зелен сафьян», «у оратая
шляпа пуховая, а кафтанчик у него черна бархата»).
Былины, прежде всего, произведения искусства, поэтому для них характерен
вымысел (этот вымысел называется поэтической правдой) и преувеличение.
Но главное и в воинских киевских, и в социально-бытовых новгородских
былинах (к которым относят былину «Вольга и Микула Селянинович»)
— высшая цель, во имя которой живут герои, — вольный труд на мирной
земле.
2 вариант
сочинения
Былины
— это одна из поэтических форм устного народного творчества. Этот
жанр возник в те времена, когда еще не было изобретено книгопечатание.
Народ, создавая талантливые поэтические произведения, передавал
их из уст в уста, из поколения в поколение. Так некоторые былины
дошли и до нашего времени. По форме своей былины являются историческими
песнями. Главными героями былин были в основном герои, прославляющие
своими подвигами Великую Русь, защитники слабых и обиженных.
Одним из любимых героев, воспетых в былинах, был Илья Муромец. Например,
в былине под название «Илья Муромец и Соловей-разбойник» описывается
сражение богатыря с вражеской силой под городом Черниговом, а после
— и с самим Соловьем-разбойником. Никто уж и не чаял, что город
будет освобожден, а Илья Муромец «Стал конем топтать да стал копьем
колоть, аи побил он эту силу всю великую». Радостные люди просили
стать своего освободителя воеводой, но тот хотел попасть в Киев,
к князю Владимиру. Рассказывая богатырю про короткую дорогу, люди
предупредили, что живет у речки Соловей-разбойник. Когда тот свистит,
то «что есть людей, все мертвы лежат». Не испугался Илья Муромец
и отправился в дорогу. Из тугого лука выпустил он стрелу и выбил
разбойнику глаз.
Прикованного к стремени, привез богатырь его к Владимиру. И когда
князь убедился в том, что враг пойман, Илья вывез Соловья в чистое
поле и отрубил ему голову. В былине народ славит смелость, решительность,
умение не отступать перед трудностями. Пусть герой немного не благоразумен,
но ведь победил же он в конце концов нечисть.
О великой физической силе и мощи русских богатырей мы узнаем и из
былины «Вольга и Микула Селянинович». Описан в ней такой случай.
Князь Вольга Святославович ехал со своим войском-дружиною взимать
дань. В поле он увидел, как крестьянин Микула Селянинович пашет,
и был поражен его силой. «А пенья-коренья вывертывает, а большие-то
каменья в борозду валит». Попросил Вольга присоединиться того к
дружине, ведь по дороге рыщут разбойники. Далеко отъехали они от
пашни, как вспомнил Микула, что забыл свою соху в земле. Сначала
пять дружинников, потом десять, а затем и целое войско не смогло
вытянуть сошку из земли. А богатырь «брал эту сошку одной ручкой»
и с легкостью вытащил. И когда Вольга, удивленный, спросил: «Кто
же ты?» — Микула ответил, что он крестьянин, пашет землю, кормит
хлебом матушку-Русь. Описывая в этой былине силу богатыря, народ
делает упор на том, что он — выходец из народа, простой селянин.
И в соревновании силой победил целое войско.
Так народ славил своих героев, восхищаясь их подвигами, их доблестью,
мощью и великой силой.
3 вариант
сочинения
Обширны и богаты русские земли,
много здесь дремучих лесов, полноводных рек, обильных золотых полей.
Исстари жил здесь трудолюбивый и мирный народ. Однако мирный не
значит слабый, и поэтому довольно часто земледельцам и пахарям приходилось
откладывать свои серпы и плуги и выступать с оружием в руках на
защиту своей земли от многочисленных врагов — кочевых племен, воинственных
соседей. Все это нашло отражение в народных эпических песнях-былинах,
в которых воспевалось не только мастерство и трудолюбие простого
народа, но и его воинская доблесть.
Могучие и величественные образы богатырей встают перед нами в былинах.
Грозен и суров Илья Муромец, когда дело касается защиты родной земли.
Его не пугает, что
У того ли города Чернигова Нагнано-то силушки, черным-черно,
А и черным-черно, как черна ворона.
Всю эту «силушку великую» он в одиночку растоптал конем и исколол
копьем, «а и побил он эту силу всю великую». Народный любимец Илья
Муромец совершает подвиги, которые, конечно же, не под силу одному
человеку. Свою великую силу и непобедимость богатырь черпает из
родной земли и народной любви. Вот почему он так легко справляется
не только с чужеземными захватчиками, но и с невиданным чудом —
Соловьем-разбойником.
Не меньшей любовью и почетом окружен «оратай-оратаюшко» Микула Селянинович.
Он любит свой труд и на пашню выходит каждый день, как на праздник:
на нем нарядная одежда, да и от самого молодца глаз не отвести:
А у оратая кудри качаются,
Что не скачен ли жемчуг рассыпаются.
У оратая глаза да ясна сокола,
А брови у него да черна соболя.
Не обделен Микула Селянинович и силушкой. Шутя управляется он с
сохой, которую с трудом смогла сдвинуть с места вся дружина Вольги
Святославовича.
Спокойно жилось русскому народу рядом с такими богатырями-тружениками
и богатырями-воинами: никакая беда не могла сломить русский дух,
пока на страже стояли такие грозные защитники.