Теремок - детские игры
               
 
 

 

 

 

Сочинения и вопросы по литературе

Сочинение 7 класс. Изображение эпохи Ивана Грозного (по поэме М. Ю. Лермонтова «Песня про. удалого купца Калашникова»)

1 вариант сочинения

    Поэма М. Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» является наиболее совершенной и трагичной из исторических произведений поэта. Известный критик В. Г. Белинский высоко ценил «Песню.», видя ее главное достоинство в народности, верности духу истории. «Здесь поэт от настоящего мира не удовлетворяющей его русской жизни перенесся в ее историческое прошедшее», — писал он. В этом произведении Лермонтов показывает грозную эпоху царя Ивана IV. Именно здесь поэт находит образец для подражания в лице «удалого купца» Калашникова.

В начале поэмы мы видим богатый пир в царских палатах, где в центре «во златом венце» — сам царь Иван Васильевич, окруженный со всех сторон своими подданными:

Позади его стоят стольники,
Супротив его все бояре да князья,
По бока его все опричники.

На трапезе царит всеобщее веселье. Все пьют во славу царя. И государь не скупится на угощения для своих преданных опричников. Во времена царствования Ивана Грозного опричники отличались своей жестокостью и беззаконием, они пользовались особым положением и полной безнаказанностью. Вот и в «Песне.» царь интересуется, чем же опечален его верный слуга Кирибеевич: или истерся кафтан, или измялась шапка соболиная, или «казна поистратилась», или сбил с ног на кулачном бою сын купеческий? В самоуверенном ответе опричника мы слышим отголосок господствовавшего в те времена культа личной храбрости и лихой удали:

Не родилась та рука заколдованная
Ни в боярском роду, ни в купеческом.

Из богатых, роскошных палат царя мы переносимся на гостиный двор, в купеческую лавку, где молодой купец бережно раскладывает свои товары, зазывая покупателей. Однако «баре богатые» проходят мимо. В задумчивости и печали покидает купец свою лавку в конце дня, заперев накрепко дубовую дверь и спустив сторожевого пса.

Купец Калашников, придя домой и не застав там жены, очень удивился. Дело в том, что по заведенному порядку жена должна была сидеть дома, поддерживать уют, накрывать стол, ожидая своего «государя», главу семьи, кормильца и защитника. Именно к мужу как к защитнику своей чести и оскорбленного достоинства обращается за помощью Алена Дмитревна. И тот, как настоящий представитель «честного народа», вступается за жену. И зовет своих братьев постоять за ее честь, если сам он погибнет в битве. Для младших братьев воля старшего — закон, и они послушно соглашаются идти с ним.

В самом поединке мы также видим характерные черты той эпохи: тогда на Руси было заведено, что по праздникам царь устраивал кулачные бои, чтобы потешить себя, своих бояр и опричников. И вот выходят на смертный бой Кирибеевич и Калашников. И молодой купец, защищающий честь и «закон господний», побеждает бесчестного врага.

Образ царя Ивана Васильевича также отвечает исторической правде. Лермонтов отмечает противоречивость Ивана Грозного: милостив был царь к своему льстивому окружению, но жесток и зачастую несправедлив с прогневившими его. Безжалостно приказывает он казнить Калашникова, убившего на поединке его лучшего бойца и любимого слугу. Тем не менее он воздает должное удали и высоким нравственным качествам купца, а осиротевшей семье дает привилегии: обещает пожаловать из своей казны «мо-лоду жену и сирот», а его братьям разрешает отныне торговать беспошлинно.

Лермонтов создал своего рода исторический документ. Подробно и точно изобразив эпоху Ивана Грозного, он, по словам Белинского, «вынес из нее вымышленную быль, которая достовернее всякой действительности, несомненнее всякой истории».

2 вариант сочинения

Замечательный русский поэт М. Ю. Лермонтов, с детства воспитываясь в поместье бабушки, рано полюбил народный фольклор, песни и предания. Позже он и сам написал произведение, которое по стилистике, напевности, затрагиваемым проблемам напоминает народный сказ. Это «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова», которая переносит нас совсем в другую эпоху — время царствования Ивана Грозного.

Не сияет на небе солнце красное,

Не любуются им тучки синие:

То за трапезой сидит во златом венце,

Сидит грозный царь Иван Васильевич.

Многое узнаем мы об этом времени из «Песни...» Во-первых, что царь действительно был грозным. Горе тем, кто оказывался у него в немилости, ослушивался царской воли, потому что гнев Ивана Васильевича мог стоить ослушнику жизни.

Вот об землю царь стукнул палкою,

И дубовый пол на полчетверти

Он железным пробил оконечником.

Становится нам известно и то, что приближенные к царю опричники чувствовали за своей спиной сильную руку правителя и часто совершали подлые, беспечные поступки, оставаясь безнаказанными. В «Песне...» любимый опричник царя Кирибеевич преследует молодую красавицу Алену Дмитревну — жену удалого купца Калашникова. Кирибеевича не смущает, что он задумал недоброе, подлое дело, что его поступок может разрушить крепкую счастливую семью. Его любовь навязчива и эгоистична, его не волнуют ни чувства избранницы, ни ее дальнейшая судьба. Но в конце «Песни...» Кирибеевич получил достойное наказание за свою самонадеянность. Бой, объявленный царем, чтобы добры молодцы померялись силами и показали свою удаль и бойцовские качества, оказался последним для молодого дерзкого опричника. Однако и удалой купец Калашников, вступившись за доброе имя и честь своей жены, по велению царя прощается с жизнью, потому что, сознавшись в умышленном убийстве, он не захотел раскрывать его причин.

Таким образом М. Ю. Лермонтов в своей песне не только затрагивает вечную проблему взаимоотношений людей, но и ярко и живописно представляет нам жизнь в эпоху царствования Ивана Грозного.

3 вариант сочинения

В художественной литературе мы часто встречаем рассказы о жестоких временах опричнины. Из истории нам известно, что опричники славились произволом и беззаконием. Простые люди боялись их, знатные люди пытались любыми способами избежать встречи с ними. Лермонтов в своей поэме «Песня про... удалого купца Калашникова» сумел очень точно передать гнетущую атмосферу царствования Ивана Грозного. Даже в описании природы присутствуют мрачные краски.

Не сияет на небе солнце красное,

Не любуются им тучки синие,

То за трапезой сидит во златом венце,

Сидит грозный царь Иван Васильевич.

Внешность царя тоже говорит о его деспотизме и жестокости. Брови у него черные, очи зоркие «словно ястреб глянул с высоты небес на младого голубя сизокрылого». Внимательно он смотрит по сторонам — не затаил ли кто измены, не завидует ли его славе. О вспыльчивости царя в поэме свидетельствует такой эпизод. На обеде Иван Грозный заметил, что его любимый опричник Кирибеевич не ест и не пьет, сидит грустный и задумчивый. Заподозрив своего любимого слугу в неверности, царь с такой силой ударил в злобе палкой об пол, что пробил его наконечником. После же оказалось, что опричник безответно влюбился в Алену, жену купца Калашникова. Царь, не зная, что Алена замужем, предложил задарить ее подарками. Опричник так и поступил, подстерег женщину на улице, стал обнимать и целовать на глазах у прохожих. Так он опорочил ее доброе имя. Купец Калашников, отстаивая честь жены, убил ее обидчика в кулачном бою. И как же восстановил справедливость царь? За сознательное убийство своего слуги он приговаривает купца к казни. В этом эпизоде Лермонтов еще раз подчеркивает мстительность и жестокость царя. Не разобравшись в подоплеке всего дела, он казнит невиновного человека. В конечном итоге прав оказался тот, у кого больше власти и привилегий. Перед казнью Калашникова Иван Грозный говорит такие слова, полные жестокой иронии и сарказма: «В большой колокол прикажу звонить, чтобы знали все люди московские, что и ты не оставлен моей милостью».

Так Лермонтов в своей песне-повествовании осуждает стиль правления Ивана Грозного. Царь, от которого зависит судьба огромной великой державы, на самом деле был жестоким, мстительным деспотом, не считавшимся с мнением народа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

почта