Теремок - детские игры
               
 
 

 

 

 

Сочинения и вопросы по литературе

Сочинение 11 класс. Человек и общество.
"Горе тому обществу, где порок не ищет темных углов, но горделиво разгуливает при дневном свете по улицам и по площадям" (С. Соловьев)

Социальные проблемы всегда были в центре внимания русских писателей-классиков. Так, например, роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» насыщен социальной проблематикой. В романе Ф.М. Достоевский представляет нам общество, «где порок не ищет темных углов, но горделиво разгуливает при дневном свете...». Резкое социальное расслоение, нищета, пьянство, разврат — таковы картины русской жизни в романе.

Писатель часто рисует уличные сцены. Вот одна из них. Раскольников, в глубокой задумчивости стоя на мосту, видит женщину «с желтым, продолговатым испитым лицом и красноватыми впавшими глазами». Неожиданно она бросается в воду. И слышатся крики другой женщины: «До чертиков допилась, батюшки, до чертиков, анамнясь удавиться тоже хотела, с веревки сняли». Словно на мгновение здесь приоткрывается дверь в чужую жизнь, полную безысходности и отчаяния.

Покидая шумные, грязные улицы, писатель ведет нас в дома, где живут его герои. Мы входим в грязные, пропитанные неприятным запахом дворы-колодцы, поднимаемся по темным лестницам.

Вот одна из них — «узенькая, крутая и вся в помоях. Все кухни всех квартир во всех четырех этажах отворялись на эту лестницу и стояли так почти целый день. Оттого была страшная духота». Комнаты изображаются Достоевским в полутьме, слабо освещенными тусклым огарком свечи... Все эти картины неотделимы от человеческих судеб. Герои попадают в такие жизненные тупики, из которых есть только один выход — смерть1.

1 Качурин М.Г., Монгольская Д.К. Литература; учебник для 9 класса средней школы. — М., 1982. — С. 229—230.

«Понимаете ли вы, понимаете ли вы, милостивый государь, что значит, когда уже некуда больше идти?» — с горечью восклицает Мармеладов. Несмотря на свою пагубную привычку, он способен на истинные, глубокие чувства. При встрече с Мармеладовым Раскольникова поразила его «болезненная любовь к жене, к семье». «Разве я не чувствую? И чем более пью, тем более и чувствую. Для того и пью, что в питии сем сострадания и чувства ищу...» — признается Семен Захарович. Он казнит себя за то, что жена сгорает в чахотке, а старшая дочь Соня ради спасения семьи вынуждена продавать себя.

Мармеладов, втайне гордившийся своей женой, мечтал дать Катерине Ивановне ту жизнь, которой она достойна, устроить детей, возвратить Соню «в лоно семьи»... Однако мечтам его не суждено сбыться — смутно обозначившееся впереди относительное семейное благополучие в виде зачисления Семена Захаровича на службу принесено в жертву его пагубной страсти. Многочисленные питейные заведения, пренебрежительное отношение людей, болезненное пристрастие героя — все это встает неодолимым препятствием на пути к счастливой и благополучной жизни. Борьба с обстоятельствами оказывается не под силу бедному чиновнику. Мармеладов задавлен богатым экипажем, от чахотки умерла Катерина Ивановна.

Так судьба одной семьи приобретает в романе широчайший и общечеловеческий характер. Это рассказ обо всех «пьяненьких, слабеньких, соромниках», всех замученных и обездоленных.

Встреча с Мармеладовым производит большое впечатление на Раскольникова. Но подобные потрясения ждут его практически на каждом шагу.

Вот герой идет по К-му бульвару. Вдруг он замечает пьяную молоденькую девушку, «простоволосую, без зонтика и перчаток», в разорванном платье. Ее преследует неизвестный господин. Вместе с городовым Родион пытается спасти ее, однако вскоре он понимает бесплодность своих попыток.

Вот Раскольников идет на Садовую. По дороге он встречает «увеселительные заведения», компанию проституток «с сиплыми голосами» и «подбитыми глазами». Один «оборванец» громко ругается с другим, поперек улицы валяется «какой-то мертвецки пьяный». Всюду шум, хохот, визг. Как замечает Ю. Карякин, Петербург у Достоевского «насыщен шумом» — гудящие улицы, крики оборванцев, дребезжание шарманки, громкие скандалы в домах и на лестницах1. Город в романе Достоевского — это настоящее скопище людских пороков. Именно поэтому он близок и понятен самому «демоническому» герою романа — Свидригайлову: «Народ пьянствует, молодежь образованная от бездействия перегорает в несбыточных снах и грезах, уродуется в теориях; откуда-то жиды понаехали, прячут деньги, а все остальное развратничает. Так и пахнул на меня этот город с первых же часов знакомым запахом».

1 Карякин Ю. Самообман Раскольникова. — М., 1976. — С. 81.

Люди в этом городе жестоки, лишены жалости, сострадания. Так, рассерженный кучер, кричавший Раскольникову, чтобы тот посторонился, хлестнул его кнутом, и сцена эта вызвала одобрение окружающих, их насмешки. В распивочной все громко смеются над рассказом пьяного Мармеладова. Для посетителей «заведения» он — «забавник». Такой же «забавой» для окружающих становится и сама смерть его, и горе Катерины Ивановны. Когда умирающего Мармеладова посещает священник, то двери из внутренних комнат начинают постепенно отворяться «любопытными», в сенях все плотнее и плотнее теснятся «зрители». Исповедь и причащение Семена Захаровича для жильцов не что иное, как спектакль. И в этом у Достоевского оскорбление самого таинства смерти. Наконец, идею убить «глупую, бессмысленную, ничтожную, злую, больную, никому не нужную, а напротив, всем вредную старушонку» (так сходную с его собственными мыслями) Раскольников подслушивает в петербургском трактире, в разговоре студента с офицером.

Уродливость жизни приводит к нарушению всех норм внутрисемейных отношений. Алена Ивановна и Лизавета — родные сестры. Между тем в отношении Алены Ивановны к сестре не заметно не только проявления любви, но и хоть каких-то родственных чувств. Лизавета пребывает «в полном рабстве у сестры своей», работает на нее «день и ночь» и терпит от нее побои. Другая «рассудительная дама» в романе думает о том, как подороже продать собственную дочь, шестнадцатилетнюю девочку-гимназистку. Подворачивается богатый помещик, и «рассудительная дама», не смущаясь возрастом жениха, тут же благословляет «молодых».

Таков мир, в котором живут герои Достоевского. Он так бесчеловечно устроен, что жизнь кажется его героям сном, порок здесь торжествует, люди гибнут, а порядок жизни этому лишь способствует.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

почта