|
Сочинения и вопросы по литературе
Сочинение. Стихотворение М.В. Ломоносова "Разговор с Анакреоном". Восприятие, толкование, оценка Анакреонтическая поэзия включала в себя перевод произведений древнегреческого поэта Анакреонта, а также оригинальные произведения, созданные в этом духе, - стихотворения, воспевающие "земные радости": вино, веселье, любовь. Среди произведений этого жанра отметим у Ломоносова "Разговор с Анакреоном" и стихотворение "Ночною темнотою..." (1747). Также приближается к ним по своей тематике оригинальный перевод Ломоносовым 30-й оды Горация - стихотворение "Памятник". Стихотворение "Разговор с Анакреоном" было создано в 1761 году. Это произведение называют поэтическим манифестом Ломоносова, поскольку здесь он раскрывает свои взгляды на предназначение искусства, обозначает свою творческую позицию. Композиция произведения своеобразна. Ломоносов перевел четыре оды Анакреона и включил их в текст стихотворения. Сам же автор стал "оппонентом" древнегреческого поэта. Так, каждому высказыванию Анакреона в стихотворении соответствует ответ Ломоносова. Таким образом возникает диалог, непринужденный разговор, предполагающий искреннее, откровенное и свободное течение мыслей. Тема первой оды - предмет поэзии. Для Анакреона это - частная жизнь человека, любовь: Мне петь было
о Трое, Анакреон - певец "земных радостей", такова его поэтическая индивидуальность, в этом он находит наиболее плодотворное применение своему таланту. Ломоносов - певец героев, его поэзия проникнута общественным пафосом: Хоть нежности
сердечной Во второй оде Анакреон раскрывает свою жизненную философию. Поскольку жизнь коротка, то нужно посвятить ее удовольствиям и развлечениям, дружбе и любви: Не лучше ль без
терзанья В своем ответе Ломоносов признает достоинства древнегреческого поэта, т.к. Анакреон "жил по тем законам, Которые писал...": Анакреон, ты верно В этом же ответе присутствует антитеза. Анакреон противопоставлен философу-стоику Сенеке. Сенека проповедовал отказ от земных благ, полный аскетизм, считал, что перед лицом смерти человек должен отказаться от всего. Однако философия Сенеки в практической жизни зачастую была нежизнеспособной, искусственной, его идеи и принципы было очень трудно воплотить: Возьмите прочь
Сенеку: Эти строчки получили различное объяснение в работах исследователей. Так, существует мнение, что Ломоносов здесь встает на сторону Анакреона, поскольку слова его не расходились с делом. Однако отметим, что строки эти пронизаны тонкой авторской иронией, которая создает второй план стихотворения, углубляя его смысл. И за этой иронией - уважение к философу-стоику. Ломоносов словно показывает читателю, что существует и иной образ жизни, и иной образ мыслей. И далее этот мотив в произведении идет по восходящей линии. Тема третьей оды - старость человека. Здесь возникает мотив рока, судьбы, тема жизни и смерти. Анакреон и здесь очень последователен в своих высказываниях: Лишь в том могу
божиться, Отметим, что, согласно преданию, сама смерть Анакреона явилась продолжением всей его жизненной философии: он умер, подавившись виноградной косточкой. И в этом плане образу древнегреческого поэта Ломоносов противопоставляет образ республиканца-стоика Катона, который посвятил свою жизнь общественному делу и который пронзил себя мечом, не желая сдаваться Цезарю: Анакреон, ты был
роскошен, весел, сладок, "Изнеженным старцам, которые спешат вкусить наслаждение на краю могилы, Ломоносов противопоставляет "упрямку славную" людей общественного долга, убежденных в своей правоте и не идущих на сделки со своей совестью", - отмечали исследователи. В четвертой оде Анакреон создает образ своей Музы, который сливается с образом его возлюбленной. Здесь поэт создает абстрактный образ женской красоты, образ, лишенный каких бы то ни было личностных черт: "кудри черны"; "дугами брови"; белая, как снег, кожа; нежный, как роза, румянец; небесный цвет очей. И вместе с тем исследователи отмечали, что в этом образе доминирует чувственность: уста привлекают "своим приятством"; яркое, алое платье притягивает взгляд. В своем ответе Ломоносов создает образ "возлюбленной Матери", которая становится у него символом самой России. И здесь уже нет ни малейшего намека на чувственность. В этом образе поэт подчеркивает достоинство и величие, целомудрие и спокойствие, достигшую своего расцвета красоту и внутреннюю силу: О мастер в живопистве
первый, Таким образом, стихотворение нам раскрывает творческую позицию Ломоносова. Поэзии камерной, воспевающей радости обыденной жизни, он предпочитает поэзию общественную, гражданскую, проникнутую общенациональным пафосом. |
|
||||||||||||||||