|
Сочинения и вопросы по литературе
Сочинение. Ода "Памятник" Г.Р. Державина. Восприятие, толкование, оценка Ода "Памятник" была написана Г.Р. Державиным в 1796 г. Основой для этого стихотворения послужила известная ода Горация "К Мельпомене". Переводов этой оды существовало множество - В.В. Капниста, А.Х. Востокова, С.А. Тучкова, М.В. Ломоносова, впоследствии к этой теме обращались А.С. Пушкин, А.А. Фет, В. Брюсов, Н. Заболоцкий, А. Тарковский, И. Бродский. Так в литературе возник специфический жанр "памятника" Наиболее известным стихотворением того периода был перевод Ломоносова, который был достаточно точным, приближенным к оригиналу. Державин же создает свое, оригинальное произведение, отличающееся и от оды Горация, и от стихотворения Ломоносова. Основная тема "Памятника" - тема творческого наследия художника. Поэт, по мысли Державина, бессмертен, потому что он живет в своих творениях. Стихи становятся своеобразным памятником поэту. И этот памятник прочнее и долговечнее всех "рукотворных монументов". Над ним не властны ни время, ни природные катаклизмы: Я памятник
себе воздвиг чудесный, вечный, Стоит отметить определенный параллелизм вступления у Горация, Ломоносова и Державина. Так, в оде Горация (перевод С. Шервинского) читаем: Создал памятник
я, бронзы литой прочней, А вот перевод Ломоносова: Я знак бессмертия
себе воздвигнул Развитие этой темы мы видим в следующей строфе, причем здесь опять наблюдается параллелизм. "Так - весь я не умру, но часть меня большая, От тлена убежав, по смерти станет жить...", - говорит Державин. Та же самая мысль присутствует в оде Горация: "Нет, не весь я умру, лучшая часть меня Избежит похорон...". И у Ломоносова: "Не вовсе умру, но смерть оставит Велику часть мою, как жизнь скончаю". Далее поэты размышляют о славе, которая будет жить после смерти человека. И Державин здесь вносит индивидуально-личностный элемент: свое бессмертие он связывает с родом славян, соответственно в стихотворении меняются географические реалии: Слух пройдет
обо мне от Белых вод до Черных, У Горация же читаем: Буду я вновь
и вновь Близок к этому тексту и перевод Ломоносова: Я буду возрастать
повсюду славой, Далее мы вновь видим расхождение в развитии основной темы. Гораций считал своей главной заслугой то, что он первый перенес в Италию греческую лирику. Примерно то же самое читаем и у Ломоносова. Державин же несколько иначе рассматривает свои заслуги. Он говорит не только о своем новаторстве в области языка и стиля - создании "забавного русского слога", но и об осмыслении им вечных философских тем, о понимании им высокой миссии поэта, об учительной, высоконравственной роли русской поэзии. Державин вошел в историю русской литературы не только как "певец Фелицы", но и как правдивый, честный, неподкупный поэт, дерзнувший давать наставления царям. Что первый
я дерзнул в забавном русском слоге Это отметил Н.Г. Чернышевский в статье "Очерки гоголевского периода русской литературы": "Гораций говорит: "Я считаю себя достойным славы за то, что хорошо писал стихи"; Державин заменяет это другим: "Я считаю себя достойным славы за то, что говорил правду и народу и царям"". Заканчивается стихотворение у всех трех поэтов обращение к музе. У Державина, кроме того, в финале присутствует мотив творческой самостоятельности художника, независимости его от толпы. Этот мотив найдет затем яркое, полное развитие в творчестве А.С. Пушкина (стихотворения "Поэту", "Поэт и толпа"): О муза! возгордись
заслугой справедливой, Ода написана шестистопным ямбом, рифмовка - перекрестная. Поэт использует различные средства художественной выразительности: эпитеты ("памятник... чудесный, вечный", "в сердечной простоте"), гиперболу, сравнение ("Металлов тверже он и выше пирамид..."), метафору ("И времени полет его не сокрушит"). Мы находим слова и выражения высокого стиля, придающие речи особую торжественность ("чело", "возгордись", "возгласить", "дерзнул"). Ода "Памятник" - это своеобразное подведение итогов жизни и творчества, в ней поэт пытается осмыслить пройденный им путь, определить свое место в жизни и искусстве. Мы можем рассматривать стихотворение в контексте таких произведений, как стихотворения "Мой истукан" (1794), "Лебедь" (1804), "Признание" (1807), "Евгению. Жизнь Званская" (1807). |
|
||||||||||||||||