Теремок - детские игры
               
 
 

 

 

 

Сочинения и вопросы по литературе

Сочинение. Особенности жанра и художественного метода комедии Д.И. Фонвизина "Недоросль"

Художественный метод комедии "Недоросль" исследователи обычно определяют как ранний просветительский реализм, зарождающийся в рамках классицистской традиции. "В "Недоросле" борются между собой два литературных стиля, причем классицизм оказывается побежденным. Классические правила запрещали смешение комических и печальных, веселых и серьезных мотивов. Комедия должна была смешить и только смехом, "издевкой" исправлять нравы. В "Недоросле" же вовсе не все смешно. В этой комедии больше злой сатиры, чем юмора", - писал Г.А. Гуковский.

Отметим черты классицизма в комедии Фонвизина. Влияние этого художественного метода сказалось уже в тематике пьесы, в обозначении авторской позиции. Состояние просвещения в России, крепостное право и манифест о "вольности дворянства", каким должен быть истинный дворянин и в чем его предназначение - все эти вопросы определяют идейное содержание "Недоросля". Фонвизин проводит здесь мысль о том, что закон и просвещение способны исправить общественные нравы, что воспитание и образование определяют нравственный облик человека, что "просвещенный государь" - благо для Отечества.

В построении пьесы драматург следует каноническим правилам классицизма. Во-первых, Фонвизин соблюдает здесь правило "трех единств". Так, "Недоросль" состоит из пяти действий, в нем сохраняется единство места и времени. Все события происходят в поместье Простаковых в течение суток.

Сюжет комедии основан на традиционной любовной интриге: мы видим борьбу за руку Софьи нескольких персонажей - Милона, Скотинина и Митрофана. В финале у Фонвизина происходит наказание порока и торжество добродетели. Персонажи пьесы четко делятся на положительных, сгруппированных вокруг Стародума, и отрицательных, сгруппированных вокруг Простаковой. Простакова и Стародум - это два полярных художественных центра пьесы.

Наконец, наличие говорящих фамилий также было принадлежностью комедий классицизма. Этот принцип реализован у Фонвизина практически для всех групп персонажей. Так, фамилия "Простаковых" соотносится со словом "простак", означающим "малоумный", "оплошливый". Тарас Скотинин не только воплощает в своем облике любовь к свиньям, но и в известной степени сближается автором с этими животными. Значение имени "Митрофан" - "похожий на мать". И мы действительно видим в этом герое неизменные черты простаковско-скотининской породы. Характерными именами обладают в пьесе и положительные герои. Так, имя Софья означает "мудрость", Милон - ее избранник - милый сердцу человек. Правдин - государственный чиновник, восстанавливающий в пьесе справедливость. Стародум - приверженец "старого времени" и его принципов, человек, мыслящий "по-старинному". Все эти герои воплощают авторский идеал писателя, противопоставленный быту и нравам русской помещичьей среды. "Говорящими фамилиями" обладают и другие персонажи "Недоросля". Так, фамилия Кутейкин порождает у нас церковно-религиозные ассоциации (а герой этот является семинаристом). Фамилия Цыфиркин ассоциируется с арифметикой. Именно этот персонаж является учителем математики у Митрофана. Сама за себя говорит фамилия немца, обучающего героя Фонвизина "по-французски и всем наукам", - Вральман.

Теперь отметим новаторские черты Фонвизина-драматурга. В основе комедии лежит любовная интрига, но она теснейшим образом связана с идейной направленностью пьесы - картиной невежества и бесчинств, творящихся в русской помещичьей усадьбе. Можно сказать, что любовная интрига здесь не является главенствующей. Некоторые исследователи даже отмечали пародийность этой интриги, т.к. Милон - единственный реальный претендент на руку Софьи, Тараса Скотинина же в реальности больше интересуют свиньи, а Митрофанушка мечтает жениться, чтобы положить конец учению. Так читатель постепенно подводит к мысли о серьезности противостояния совсем иного рода - между передовыми, просвещенными дворянами и невежественными, косными людьми.

Персонажи произведений классицизма были носителями одного доминирующего свойства характера. Фонвизин же в своей пьесе нарушает это правило, изображая характеры многогранными. Так, госпожа Простакова у него - не только домашний тиран, жестокая, грубая помещица, но и любящая мать. Характер ее автор дополняет такими чертами, как трусливость, глупость, алчность. Митрофанушка ленив, хитер, изворотлив, груб и невежествен. Отметим здесь, что Фонвизин показывает нам истоки зарождения характеров (рассказ Простаковой о жизни в родительском доме, история Тараса Скотинина), характеры обусловлены у него социальной средой, жизненными обстоятельствами.

Вместо условного места действия мы видим правдивое, реалистическое изображение жизни помещичьего семейства екатерининской эпохи, подробное и достоверное изображение быта, полноценную, яркую картину нравов. Этому в комедии способствуют многочисленные внесюжетные бытовые сцены: примерки нового кафтана и брань Простаковой с портным Тришкой, разговор ее с Еремеевной, сцена с Митрофаном на уроке и т.д. При всем своем внешнем комизме картины эти выполняют в пьесе важную функцию. "Уже первая сцена "Недоросля", сцена с Тришкой, формально "не нужна" для развития основного сюжета, так же, как ряд других сатирико-бытовых сцен. Но эти сцены крайне нужны в пьесе для другой, более глубокой темы - показа подлинной картины жизни; они выразительны, они реальны, и в этом их оправдание, хотя они и нарушают правило Буало о том, чтоб действие комедии, шествующее по указанию разума, никогда не терялось в "пустой" сцене ("Поэтическое искусство")".

Фонвизин нарушает в "Недоросле" и еще один классицистский канон - канон "чистоты жанра". В пределах одной пьесы он смешивает комическое, сатирическое и трагическое, низкое и высокое. "При этом в "Недоросле" вовсе не все смешно. В этой комедии больше злой сатиры, чем юмора. В ней есть элемент серьезной драмы, есть мотивы, которые должны были умилить, растрогать зрителя. <...> Фонвизин вводит в свою комедию умилительные картины добродетели (сцены Милона, Софьи и Стародума), ... сближающие "Недоросль" с сентиментальной драмой. Он решается ввести в свою пьесу даже такую, например, трагическую ситуацию, как попытка похищения Софьи, разрешаемую в героическом плане появлением Милона с обнаженной шпагой и спасением Софьи. <...> В "Недоросле" Фонвизин не только смеется над пороками, но и прославляет добродетель. "Недоросль" - полукомедия, полудрама", - писал Г.А. Гуковский.

А вот как писал об этом современник Фонвизина, драматург и актер П.А. Плавильщиков: "Хотя комедия есть забавная сцена приключений и хотя главная цель ее - смешить зрителей действием своим, однако ж много есть таких комедий, которые извлекают и слезы, и в которых приметно существенное различие от трагедии и драмы... Сколько ни производит наш Недоросль смеху, но есть мгновение в четвертом действии, в которое у зрителя выступит слеза".

Таким образом, вся комедия Фонвизина вызывает у зрителя не простой, веселый смех, а горький, определяемый затем Гоголем как "смех сквозь слезы". "Этот смех-ирония составляет одну из черт национального своеобразия русской сатиры и русской комедии", эта же черта воплощена была в блестящей комедии Грибоедова, в гоголевском "Ревизоре".

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

почта