|
Сочинения и вопросы по литературе
Расскажите о судьбе Митраши и Насти. Чем стала для них война? Дети осиротели. Их мать умерла от болезни, отец погиб на Отечественной войне. Детям некогда было играть и развлекаться. На их плечи легла забота о большом хозяйстве, “о всех живых существах”. Автор сравнивает детей с действиями их родителей. Настя, “как и покойная мать”, “вставала далеко до солнца”, “выгоняла своё любимое стадо”, топила печь, готовила обед, “хлопотала по хозяйству до ночи” Митраша “выучился у отца” делать деревянную посуду, “на нем лежит и всё мужское хозяйство и общественное дело. Он бывает на всех собраниях, старается понять общественные заботы.” Почему можно утверждать, что дети не остались беззащитными? Какую роль в их жизни играют односельчане? Дети были не по годам самостоятельными, хозяйственными. Но и все соседи старались им помочь, чем только могли. С помощью каких деталей Пришвин подчёркивает силу характера детей, умение жить в новых и тяжёлых условиях? "Но очень что-то скоро умненькие и дружные ребята сами всему научились и стали жить хорошо. И какие это были умные детишки! Если только возможно было, они присоединялись к общественной работе. Их носики можно было видеть на колхозных полях, на лугах, на скотном дворе, на собраниях, в противотанковых рвах: носики такие задорные." "И теперь можем сказать: не было ни одного дома, где бы жили и работали так дружно, как жили наши любимцы." Места в рассказе, которые свидетельствуют о "хозяйственной" жилке Митраши и Насти. Автор сравнивает детей с действиями их родителей. Настя, “как и покойная мать”, “вставала далеко до солнца”, “выгоняла своё любимое стадо”, топила печь, готовила обед, “хлопотала по хозяйству до ночи” Митраша “выучился у отца” делать деревянную посуду, “на нем лежит и всё мужское хозяйство и общественное дело. Он бывает на всех собраниях, старается понять общественные заботы.” Какой конфликт возникает между Митрашей и Настей ещё по дороге на Блудово болото? Спор, а потом и ссора ребят, которая едва не привела к трагедии. Рассудительная Настя попыталась убедить брата идти по широкой, плотной тропе, но Митраша заупрямился и отправился “сам по себе, по своей тропке”. Тут уж Настя рассердилась, так и вышло, что ребята пошли разными дорогами. Блудово болото встречает детей неприветливо, оно пугает их, предупреждает: здесь опасно! Выпишите из текста слова и словосочетания, подтверждающие данный тезис. Блудово болото представляется тревожным,
опасным, страшным местом. Сама природа здесь пугает не только человека,
но и зверя. Обратим внимание, как показаны тревога и страх лисы:
уменьшительные суффиксы в ее описании делают ее маленькой и беззащитной. Как реагировали на эти "знаки" Митраша и Настя? Настя настаивает: нужно идти "по... большой тропе, как все люди идут". А Митраша? Почему он выбирает другую дорогу? Только ли из желания собрать побольше клюквы? На "знаки" Митраша и Настя не отреагировали, на дружески-теплые отношения детей набегает тень. Митраша выбрал другую дорогу, так как он ориентировался по компасу, который остался от отца и помнил его рассказ, что надо идти на север. "Мы должны идти по стрелке, как отец нас учил, на север, к палестинке". Что Митраша предлагает Насте? Чем закончился этот конфликт между братом и сестрой? На чьей стороне в нём были ваши симпатии? Митраша предлагал пойти на север, к палестинке, по плохо протоптанной тропинке, как учил отец. Но Настя не согласилась. Митраша сказал, что больше спорить не будет и каждый пойдет своей тропинкой. Симпатии автора на стороне брата. Мужичок — слово шутливое, с уменьшительно-ласкательным суффиксом, оно указывает на то, что мужичок — это еще не настоящий мужчина. Жители деревни сделали вывод, что Митраша проявил себя как настоящий мужчина, когда узнали, что он сумел не потерять силы духа и нашёл способ спастись из болота. Во-вторых, он не растерялся и застрелил волка Серого Помещика, которого не могли застрелить даже опытные охотники. В чём видела своё счастье Травка? Как вы думаете, в чем смысл изменения её клички? Мне кажется, что счастье Травки
в служении своему хозяину. Это преданная собака. Подробно, с введением фрагментов из текста, расскажите, как Травка спасла Настю и помогла Митраше. Автор неоднократно показывает читателю, что только благодаря Травке благоприятно закончилась история Насти и Митраши. Благодаря своему острому нюху, она учуяла хлеб, который был у Насти, и нашла дорогу к ребятам, которые разделились во время похода за клюквой. Травка проявляет чуткость, увидев на поляне Настю в слезах. Она подошла и лизнула солёную щеку девочки, будто успокаивая. Затем, уже Настя пошла за собакой, которая и вывела девочку к брату. Однако нельзя не принять во внимание, что Травка осторожная собака. Когда она увидела утопающего в болоте Митрашу, то стояла до последнего, пока мальчик не назвал ее знакомым именем "Травушка". Тогда Травка будто вспомнила, что уже встречалась с этим мальчиком и кинулась спасать его. Ей вдруг показалось, что перед ней стоял ее старый хозяин Антипыч. После чудесного спасения Митраши, мальчик стал новым хозяином Травки. Что понял Митраша? Сформулируйте и запишите вывод. Найдите его в тексте. Я думаю, что Митраша понял, как важна для него его сестра Настя. Как важно быть вместе. "Самое главное, самое счастливое было не заяц, не волк, а что Настя, услыхав близкий выстрел, закричала. Митраша узнал ее голос, ответил, и она вмиг к нему прибежала." "Вот какие богатства скрыты в наших болотах!" - восклицает рассказчик. Только ли о торфе, о клюкве говорится в этой фразе? Как вы её поняли? Может ли она служить "главным выводом"? Обоснуйте свой ответ. Это не только торф, который можно использовать как источник энергии и не ягода клюква. Это и вся заповедная северная природа, это и доброе сердце народа. Пришвин — большой знаток и любитель природы. Он поэтически описывает пробуждение весенней природы, голоса птиц и зверей, сливающиеся в единый волшебный хор русского леса. Да, она может служить "главным выводом". Соль земли — это щедрые на добро, трудолюбивые, мудрые люди. Кладовая солнца — это и богатство земли (торф), и добрая и мудрая природа, и сами люди. Соединяя жизнь людей и природы, Пришвин выражает свою главную мысль: Человек должен быть разумным в своих отношениях с природой, понимать её, любить и охранять. Как вы поняли заключительные слова "Кладовой солнца": "А многие до сих пор только и знают... что в них будто бы черти живут; всё это вздор, и никаких нет в болоте чертей"? Многие пока не умеют замечать богатства природы и души человечеческой, живя предрассудками, принимая за истину всякий вздор. |
|
||||||||||||||||