Опираясь
на вступительную статью к разделу "Из древнерусской литературы",
подготовьте небольшой рассказ об особенностях литературы этого периода.
Понятие «древнерусская литература»
включает в себя литературные произведения X-XVII веков. Древнерусская
литература, с одной стороны, связана с церковной и деловой письменностью,
с другой стороны – устным поэтическим народным творчеством.
Книги были рукописными, переписывали их в основном монахи при монастырях.
И это во многом объясняет, почему подавляющее большинство дошедших
до нас произведений древнерусской литературы носит церковный характер.
Однако это не значит, что вся древнерусская литература состоит только
из церковных произведений.
Подавляющее большинство древнерусских литературных произведений
не сохранило имен своих создателей. И в этом отношении она сходна
с устным народным творчеством. Произведения чаще всего были анонимными.
С другой стороны, это было и следствием религиозно-христианского
отношения феодального общества к человеку, и в частности к труду
писателя, художника, зодчего. В средневековом обществе не существовало
понятия авторского права, индивидуальные особенности личности писателя
не получили такого яркого проявления, как в литературе нового времени.
Характерной особенностью древнерусской литературы является рукописный
характер ее бытования и распространения. При этом то или иное произведение
существовало не в виде отдельной, самостоятельной рукописи, а входило
в состав различных сборников. В ходе рукописного бытования произведений
в течение столетий тексты не только копировались, но часто перерабатывались
в связи с изменениями литературных вкусов, социально-политической
ситуации, в связи с личными пристрастиями и литературными способностями
переписчиков. Этим объясняется существование в рукописных списках
различных редакций и вариантов одного и того же памятника.
Древнерусская литература, неразрывно связанная с историей развития
Русского государства, русской народности, проникнута героическим
и патриотическим пафосом. Тема красоты и величия Руси, родины –
одна из центральных тем древнерусской литературы. Она прославляет
труд предков, защищавших Русскую землю от внешних врагов и создавших
могучее государство.
В основе древнерусской литературы лежат высокие нравственные идеалы;
вера в человека, в его возможности безграничного нравственного совершенствования;
вера в силу слова, его способности преобразования внутреннего мира
человека; патриотизм, служение Родине; вера в конечное торжество
добра над силами зла.
Героями древнерусской литературы являются преимущественно исторические
лица, она почти не допускает вымысла и строго следует факту. Даже
многочисленные рассказы о «чудесах» – явлениях, кажущихся средневековому
человеку сверхъестественными, не столько вымысел древнерусского
писателя, сколько точные записи рассказов либо очевидцев, либо самих
лиц, с которыми произошло «чудо». Так, характерная особенность древнерусской
литературы – историзм. По словам академика Д.С. Лихачева, главный
сюжет древнерусской словесности – история, а главная ее тема – «смысл
человеческой жизни».
Опираясь
на текст, представьте и устно опишите: а) картину осады и взятия
Рязани; б) картину, которую увидел Евпатий после разорения Рязани.
Картина осады и взятия Рязани:
Ханские послы явились к рязанскому
князю Юрию и стали требовать дань. «Когда из нас никого в живых
не останется, тогда все возьмите», — ответил им князь. Готовясь
отразить нашествие, рязанцы обратились за помощью к великому князю
владимирскому Юрию Всеволодовичу, но не получили ее.
Тем временем войска Батыя разбили высланный вперед авангардный отряд
рязанцев и 16 декабря 1237 г. осадили их столицу — город Рязань.
Первые приступы горожане отбили.
Тогда осаждавшие пустили в ход стенобитные машины и с их помощью
разрушили крепостные укрепления. Ворвавшись в город после 9-дневной
осады, воины Батыя устроили там массовую резню. Князь Юрий и почти
все жители Рязани погибли. «И не было, — по словам летописи, — ни
стонущего, ни плачущего».
Картина, которую увидел
Евпатий после разорения Рязани.
"И приехал в землю Рязанскую,
и увидел её опустошенную, города разорены, церкви пожжены, люди
убиты."
Большинство жителей Рязани погибло.
Легенды о страшном разорении Рязани веками передавались из уст в
уста. Древнерусский автор писал: «И в городе многих людей, и жен,
и детей мечами посекли. А других в реке потопили, а священников
и иноков без остатка посекли, и весь град пожгли, и всю красоту
прославленную, и богатство рязанское, и сродников их — князей киевских
и черниговских — захватили. А храмы Божии разорили и во святых алтарях
много крови пролили. И не осталось в городе ни одного живого: все
равно умерли и единую чашу смертную испили. Не было тут ни стонущего,
ни плачущего — ни отца и матери о детях, ни детей об отце и матери,
ни брата о брате, ни сродников о сродниках, но все вместе лежали
мертвые».
Вы прочитали
несколько произведений древнерусской литературы. Составьте кроссворд,
используя устаревшие слова, которые вы узнали.
По горизонтале:
1. Воины, витязи
2. Десять тысяч
3. Большой глиняный сосуд с одной или двумя ручками, использовавшийся
для хранения вина.
4. Драгоценности; здесь: краса, гордость, слава.
По вертикале:
1. Глиняные сковороды с высокими краями.
2. Сладкий напиток на меду.
3. Пополам.
Попробуйте
сделать иллюстрации к тексту "Повести о разорении Рязани Батыем".
Вы можете создать стилизацию под древнерусскую миниатюру.