|
Сочинения и вопросы по литературе
Внимательно и медленно еще раз перечитайте стихотворение. Выпишите сравнения, эпитеты, лексические повторы. Сравнения: будто как я же, изгнанники Найдите ключевые слова, создающие настроение в первой строфе стихотворения. Что общего и в чём различие в значениях слов "странники" и "изгнанники"? В первой строфе ключевое слово, создающее настроение - "изгнанники". Странник - странствующий человек, путешественник, не имеющий определённой цели своего путешествия. Изгнанник - тот, кто находится в изгнании и лишен возможности жить на родине. Странник и изгнанник покинули родину, но если странник это делает по собственной воле, то изгнанник вынужден это сделать из-за изгнания. Странники и изгнанники - объединяющим началом является оторванность от родных мест странников и тех, кто находится в изгнании. Однако изгнанничество — состояние вынужденное. В чём необычность построения предложений во второй строфе? Какую роль играет перечисление существительных и какие оттенки им придают прилагательные? Вторая строфа – это перечень риторических вопросов. Каждый последующий отвечает на вопрос: «Кто же вас гонит?» Существительными «зависть», «злоба», «преступление», «клевета» обозначен мир гонителей. Это «безжалостные», «ничтожные», «коварные» люди. Каково значение слова "тяготит" в стихотворении? В каких выражениях встречается это слово в современной речи? Проиллюстрируйте примерами. Тяготит 1. обременять своею тяжестью, своим весом; отягощать. 2. перен . быть в тягость кому-либо; обременять. 3. перен . вызывать тягостные чувства, угнетать; мучить нравственно. В стихотворении значение слова "тяготит" - от чувства вины тяжело на душе. Примеры: ноша тяготит; обязанности, заботы тяготят; власть, известие, мысль, обещание, размолвка, одиночество тяготит Какую роль играют в стихотворении эпитеты? Эпитеты могут усиливать, подчёркивать какие-либо признаки предмета. Вот и в стихотворении «Тучи»: вечные странники, вечно холодные, вечно свободные (тучи). И мы понимаем, что Лермонтов обращает наше внимание на их постоянный признак: холодные – бесстрастные, спокойные, равнодушные и одновременно свободные, ни от кого не зависимые. Нам бы порадоваться за них, но лирическому герою грустно: эпитеты подчеркнули его одиночество и тоску по Родине. Способны эпитеты и уточнять отличительные признаки предмета (форму, цвет, величину, качество), например: степью лазурною, цепью жемчужною. И перед нами голубое небо бескрайнее, словно степь, и облака, по цвету и форме напоминающие жемчуг, горошины которого соединяются друг с другом, как звенья одной цепи. И становится ясно, что в отличие от поэта, тучи не одиноки. Еще эпитеты эмоционально подчеркивают наиболее существенные признаки предмета или оценивают его: клевета ядовитая, зависть ли тайная, злоба ль открытая. Эти эпитеты у Лермонтова встречаются в вопросительных предложениях, когда поэт размышляет над причиной перемещения «тучек небесных», предполагая, что и в их жизни может быть зависть, злоба, клевета. Но мы понимаем, что это есть только в мире людей, в мире природы - другие правила и законы. Эпитеты также могут выражать авторскую оценку и авторское восприятие явления. Например, с милого севера. Милым мы называем то, что нам близко, дорого, любимо. «Милый север» - это Родина, такая далекая и такая близкая, от воспоминаний о которой щемит в груди и перехватывает дыхание. Какова роль пунктуации во второй строфе? Роль пунктуации во второй строфе - усиление выразительности при помощи риторических вопросов. Вторая строфа состоит из риторических вопросов-обращений, которые – попытка угадать мотив изгнания небесных странниц. Автор перебирает варианты: зависть, злоба, преступления и клевета. Тут явная аналогия с его личностью, именно эти “явления” преследовали поэта всю его короткую жизнь. Поэт испытывает чувство, не доступное тучкам: он страдает, его мучают страсти, горечь от чужой зависти, злобы и клеветы. «Или друзей клевета ядовитая?» – горько звучит риторический вопрос в третьей строфе, ещё более усиленный анафорой (повторением союза «или» в начале строки). Не врагов, а друзей – что может быть страшнее? Какие повторы использует Лермонтов в третьей строфе стихотворения? Какое настроение он подчёркивает, применяя этот приём? В третьей строфе лермонтов использует
лексические повторы.
|
|
||||||||||||||||