|
Сочинения и вопросы по литературе
Найдите в тексте: а) эпитеты, с помощью которых поэт создаёт протеворечивый образ паруса, и объясните их значения; б) строчки (словосочетания и предложения), подчёркивающие двойственность изображения паруса. а) эпитеты, с помощью которых поэт создаёт протеворечивый образ паруса: одинокий и мятежный. Одинокой - находящийся без других,
всеми покинутый. б) "Белеет парус одинокой", "А он, мятежный, просит бури" Какая часть речи преобладает в первой строфе, а какая - во второй? Чем вы объясните такой выбор поэта? В первой строфе стихотворения преобладают
местоимения и прилагательные, во второй – глаголы. Поэт сделал такой
выбор для того, чтобы в первой строфе показать морской пейзаж с
одиноким парусом, который белеет , не сливаясь с морем. Сколько
людей не один раз в жизни видели такой пейзаж, но у Лермонтова с
ним связано поэтическое раздумье. Возникают вопросы:Что ищет он
в стране далёкой? Что кинул он в краю родном?.. Глаголов здесь нет,
т.е. динамики, движения, в картинах природы нет. Везде царствует
покой. Выпишите из стихотворения инверсии. В скобках обозначьте синтаксическую функцию слов. Например: "парус одинокой" (подлежащее и определение). Какого эффекта достигает поэт, обращаясь к инверсии в стихотворении "Парус"? Инверсия - непрямой порядок слов в предложении. В стихотворении "Парус" есть такие инверсии: "парус одинокий", "в тумане моря голубом", "в стране далекой", "краю родном". В данных примерах прилагательное (эпитет) стоит после существительного (определяемого слова), что и является инверсией. моря голубом (дополнение и определение), в стране далекой (обстоятельство и определение), в краю родном (обстоятельство и определение) Благодаря инверсии автор достигает особой выразительности речи. Обратите внимание на пунктуацию каждой строфы. Каждое предложение заканчивается либо многоточием, либо вопросительной или восклицательной интонацией. Как вы думаете, чего достигает этим поэт? При чтении стихотворения сразу же бросается в глаза наличие многоточия. Эти многоточия призваны разделить паузой каждое из трех четверостиший. Пауза, которая обозначена графически многоточием, несет в себе глубокий смысл. Пейзаж, вполне реальный, не может слиться со строчками, рисующими психологическое состояние героя. Между ними пауза – многоточие. Именно такая расстановка знаков препинания помогает читателю понять стихотворение как глубоко психологическое и не относить его к пейзажной лирике. Подчеркните в последней строфе слово, самое важное для понимания идеи стихотворения. Запишите к нему синонимы и антонимы. В последней строфе самое важное слово для понимания идеи стихотворения - мятежный. Синонимы к слову мятежный: бурный, буйный, неистовый Антонимы к слову мятежный: спокойный, тихий. Какие слова (части речи) передают состояние бури? Состояние бури передают словосочетания состоящие из существительного с глаголом: "играют волны", "ветер свищет", "мачта гнётся и скрыпит" Слово "золотой" в прямом значении - это "сделанный из золота" (золотое кольцо, золотая брошь). В стихотворении Лермонтова слово "золотой" употреблено в словосочетании "луч солнца золотой". Определите переносное (метафорическое) значение этого слова, используя сравнительную конструкцию. Образец: золотые волосы - волосы жёлтые, как золото. Луч солнца золотой - яркий луч света, исходящий от солнца, как золото. Цветообраз
играет важную роль в создании художественного впечатления. Запишите
все цвета и оттенки, которые использованы в стихотворении. Для этого
выпишите все слова, где назван цвет или передано ощущение цвета. "Белеет", "голубом", "светлей лазури", "золотой". Эти близкие по тональности цвета свидетельствуют о внутренней гармонии картины, изображённой поэтом. |
|
||||||||||||||||