|
Сочинения и вопросы по литературе
Повесть начинается соеобразным признанием Н.В. Гоголя в любви к отчему краю. Какие слова передают чувства писателя? “Я очень люблю” открывается повесть. Да и второе предложение начинается с повтора “я иногда люблю…” Получается, что по жанру это не просто повесть, а развёрнутое любовное признание. В любви к чему же признаётся наш повествователь? Перечитаем начало повести. Словно музыка, звучат первые предложения, наполненные повторами: я люблю - я иногда люблю, на минуту - на минуту, уединённых владетелей - уединённая жизнь, окружающий - окружающие . Первое предложение делится на две части словами “совершенная противоположность”, дающими читателю один из ключей к пониманию текста. Приём - противопоставление, перед нами - два “образа жизни”. Люблю: скромную, уединённых, отдалённых, живописные, необыкновенно уединённая жизнь, так тиха, так тиха . Здесь есть всё, что может быть в райском саду. Перед нами своеобразный Эдем. Из каких деталей складывается в представлении читателя образ отдалённых деревень? На что Гоголь особо обращает внимание читателя? «Я очень люблю скромную жизнь тех
уединенных владетелей отдаленных деревень, которых в Малороссии
обыкновенно называют старосветскими, которые, как дряхлые живописные
домики, хороши своею пестротою и совершенною противоположностью
с новым гладеньким строением, которого стен не промыл еще дождь,
крыши не покрыла зеленая плесень и лишенное щекатурки крыльцо не
выказывает своих красных кирпичей». Подготовьте подробную характеристику образов главных героев по следующему плану. План 1. Взаимоотношения
Афанасия Ивановича и Пульхерии Ивановны. Гоголь сравнивает супругов Афанасия
Ивановича Товстогуба и жену его Пульхерию Ивановну с Филемоном и
Бавкидой, с героями греческой мифологии, бедными супругами из Фригии.
Однажды селение, где жили Филемон и Бавкида, посетили под видом
странников Зевс и Гермес. Но ни в один из домов их не пустили. Лишь
гостеприимные супруги пригласили странников к себе в хижину и поделились
последним, что у них было. Боги покарали нечестивых жителей селения,
превратив деревню в пруд, а их самих в лягушек. Только жилище Филемона
и Бавкиды уцелело и превратилось в прекрасный храм, жрецами которого
стали супруги. В награду за гостеприимство боги исполнили их желание,
наградив их долголетием и дав им возможность умереть одновременно.
Когда наступило время смерти, старики превратились в два дерева,
растущих из одного корня. Можно ли считать характеры героев, их образ жизни и отношение к миру соответствующим тому значению слова "пошлость", которое приводится в словаре В.И. Даля? Характеры героев, их образ жизни и отношение к миру можно считать соответствующим значению слова "пошлость", которое приводится в словаре В.И. Даля. В словаре В. И. Даля «пошлый» значит «избитый, общеизвестный и надокучивший, вышедший из обычая, тривиальный». Под это описание подходит мещанская жизнь без идеалов и стремлений, какую вели Пульхерия Ивановна и Афанасий Иванович. Как Гоголь сам относится к героям повести - идеализирует их или развенчивает? Мне кажется, что Гоголь не идеализирует и не развенчивает героев. Писатель любил людей с их достоинствами и недостатками, обличал пороки с единственной целью – сделать человечество лучше. Поэтому «Старосветские помещики» – не идеализация жизни милых провинциальных старичков, но и не суровое разоблачение пустоты и серости их никчемного существования. Это своеобразная, ироничная притча о старости, смерти и любви, полная грусти и очарования. Какое значение для понимания идеи произведения имеет финал повести - описание разорённого имения? Так почему вместо счастливого сада теперь заглохший пруд - и даже храма не осталось на месте жилища Афанасия Ивановича и Пульхерии Ивановны, в отличие от того, в который превратилась хижина их литературных предшественников, Филемона и Бавкиды? Победил мир цивилизации. Возможно Гоголь хотел показать, что настали другие времена, а времена истинной любви закончились. Сделайте вывод, чем является повесть Гоголя - "пародией на человечество" или "трогательной идиллией", разоблачением пошлости или поэтизацией уходящего быта. Аргументируйте свою позицию. Мне кажется, что повесть Гоголя является поэтизацией уходящего быта. В образе жизни старосветских помещиков при всей их «приземленности», чревоугодии, неумении хозяйствовать столько наивности, доброты, чистосердечия, трогательной заботы друг о друге, что описание жизни и смерти стариков вызывает чувство умиления и жалости. Их недостатки по сравнению со всепоглощающей силой любви и неприятия зла кажутся смешными причудами. Не случайно Гоголь упоминает греческих Филемона и Бавкиду: в образах старосветских помещиков вырисовывается та идиллическая жизнь, по которой так скучал Гоголь в Петербурге. Конечно, Гоголь не был бы собой, если бы и эта история не была проникнута иронией. Но ирония его светла и добра. |
|
||||||||||||||||