Теремок - детские игры
               
 
 

 

 

 

Сочинения и вопросы по литературе

Повесть начинается соеобразным признанием Н.В. Гоголя в любви к отчему краю. Какие слова передают чувства писателя?

“Я очень люблю” открывается повесть. Да и второе предложение начинается с повтора “я иногда люблю…” Получается, что по жанру это не просто повесть, а развёрнутое любовное признание. В любви к чему же признаётся наш повествователь? Перечитаем начало повести. Словно музыка, звучат первые предложения, наполненные повторами: я люблю - я иногда люблю, на минуту - на минуту, уединённых владетелей - уединённая жизнь, окружающий - окружающие . Первое предложение делится на две части словами “совершенная противоположность”, дающими читателю один из ключей к пониманию текста. Приём - противопоставление, перед нами - два “образа жизни”. Люблю: скромную, уединённых, отдалённых, живописные, необыкновенно уединённая жизнь, так тиха, так тиха . Здесь есть всё, что может быть в райском саду. Перед нами своеобразный Эдем.

Из каких деталей складывается в представлении читателя образ отдалённых деревень? На что Гоголь особо обращает внимание читателя?

«Я очень люблю скромную жизнь тех уединенных владетелей отдаленных деревень, которых в Малороссии обыкновенно называют старосветскими, которые, как дряхлые живописные домики, хороши своею пестротою и совершенною противоположностью с новым гладеньким строением, которого стен не промыл еще дождь, крыши не покрыла зеленая плесень и лишенное щекатурки крыльцо не выказывает своих красных кирпичей».
Перед нами подобие рая, который противопоставлен по своему образу жизни миру города, цивилизации.

Подготовьте подробную характеристику образов главных героев по следующему плану.

План

1. Взаимоотношения Афанасия Ивановича и Пульхерии Ивановны.
Взаимоотношения супругов Афанасия Ивановича и Пульхерии Ивановны были проникнуты любовью, уважением, заботой, чистосердечием, добротой. Привычка друг к другу у Афанасия Ивановича и Пульхерии Ивановны была так сильна, что они совершенно не могли существовать друг без друга. Детей у них никогда не было, поэтому всю привязанность и любовь они отдали друг другу. Ласково называя друг друга на «вы», старались они заботиться друг о друге и исполнять любое желание своей половинке.
2. Детали быта и обстановки в доме. Что они добавляют к образу старосветских помещиков?
Во всех комнатах помещичьего домика чего только не было! Различные вещички, которые никому и не нужны были, множество старых и скрипучих дверей, еще больше кладовых, в которых было столько припасов, что ими можно было накормить весь мир. Главные герои ни в чем не имели лишений, поэтому они старательно не замечали того, как и приказчик, да и просто лакеи их обкрадывали.
3. Мотив еды - один из основных в повести. Снижает ли он образ героев? Или художественная роль этих подробностей в другом? В чём, по вашему мнению?
Через еду они проявляли свою заботу и любовь. Любили они угощать кого-нибудь, кто гостем ненароком заглянет к ним. Но и сами себе не отказывали они в желании покушать. С утра до вечера жена предлагает Афанасию Ивановичу различные блюда, стараясь предугадать его желания.
4. Отношение к гостям. Что важно для героев повести?
Гости у героев бывают редко. Каждый день у них похож на вчерашний. Поэтому с таким радушием они принимают гостей, которые приносят разнообразие в их жизнь. И тогда они могут продемонстрировать все изделия, которые есть на кухне.
5. Печальное событие. О чём беспокоится перед смертью Пульхерия Ивановна? Как переживает её уход Афанасий Иванович? Что меняется в его жизни? Как по-новому раскрываются герои в связи с трагическими обстоятельствами?
Кошка хозяйки, которую пожилая женщина так любила, пропадает, скорее всего, в саду, убежав за котами. Три дня героиня искала ее, и вот когда это исхудавшее создание находится, то после кормления не дает погладить ее, а снова убегает, выскочив в окно. Это происшествие заставляет задуматься бедную старушку, которая долгое время ходила с задумчивым и скучным видом, а потом вдруг неожиданно сообщает своему мужу, что это сама смерть приходила за нею и суждено ей скоро умереть.
Старушка умирает, а Афанасий Иванович долго не может понять и осознать то, что все-таки произошло. И только ощутив одиночество своего дома, начинает рыдать герой. Спустя пять лет повествователь опять посещает дом одинокого помещика, но имение изменилось, стало более ветхим. Изменился и сам герой, который все время тоскует по жене. Он согнулся и часто плачет, особенно когда пытается сказать ее имя. Афанасий Иванович через время тоже умирает. Когда он идет по саду, то слышит голос своей покойной жены. И после этого случая он умирает. Его смерть чем-то напоминает кончину его жены. Перед смертью он просит, чтобы его похоронили рядом с Пульхерею Ивановной. С тех пор дом опустел, а имущество растащено.

6. Сравнение помещиков с героями античного мифа Филемоном и Бавкидой (бездетность, гостеприимство, многолетняя любовь и воссоединение после смерти).

Гоголь сравнивает супругов Афанасия Ивановича Товстогуба и жену его Пульхерию Ивановну с Филемоном и Бавкидой, с героями греческой мифологии, бедными супругами из Фригии. Однажды селение, где жили Филемон и Бавкида, посетили под видом странников Зевс и Гермес. Но ни в один из домов их не пустили. Лишь гостеприимные супруги пригласили странников к себе в хижину и поделились последним, что у них было. Боги покарали нечестивых жителей селения, превратив деревню в пруд, а их самих в лягушек. Только жилище Филемона и Бавкиды уцелело и превратилось в прекрасный храм, жрецами которого стали супруги. В награду за гостеприимство боги исполнили их желание, наградив их долголетием и дав им возможность умереть одновременно. Когда наступило время смерти, старики превратились в два дерева, растущих из одного корня.
Супруги из "Старосветских помещиков" очень любили друг друга, были добры и гостеприимны, как и герои из греческой мифологии Филемон и Бавкида.

Можно ли считать характеры героев, их образ жизни и отношение к миру соответствующим тому значению слова "пошлость", которое приводится в словаре В.И. Даля?

Характеры героев, их образ жизни и отношение к миру можно считать соответствующим значению слова "пошлость", которое приводится в словаре В.И. Даля. В словаре В. И. Даля «пошлый» значит «избитый, общеизвестный и надокучивший, вышедший из обычая, тривиальный». Под это описание подходит мещанская жизнь без идеалов и стремлений, какую вели Пульхерия Ивановна и Афанасий Иванович.

Как Гоголь сам относится к героям повести - идеализирует их или развенчивает?

Мне кажется, что Гоголь не идеализирует и не развенчивает героев. Писатель любил людей с их достоинствами и недостатками, обличал пороки с единственной целью – сделать человечество лучше. Поэтому «Старосветские помещики» – не идеализация жизни милых провинциальных старичков, но и не суровое разоблачение пустоты и серости их никчемного существования. Это своеобразная, ироничная притча о старости, смерти и любви, полная грусти и очарования.

Какое значение для понимания идеи произведения имеет финал повести - описание разорённого имения?

Так почему вместо счастливого сада теперь заглохший пруд - и даже храма не осталось на месте жилища Афанасия Ивановича и Пульхерии Ивановны, в отличие от того, в который превратилась хижина их литературных предшественников, Филемона и Бавкиды? Победил мир цивилизации. Возможно Гоголь хотел показать, что настали другие времена, а времена истинной любви закончились.

Сделайте вывод, чем является повесть Гоголя - "пародией на человечество" или "трогательной идиллией", разоблачением пошлости или поэтизацией уходящего быта. Аргументируйте свою позицию.

Мне кажется, что повесть Гоголя является поэтизацией уходящего быта. В образе жизни старосветских помещиков при всей их «приземленности», чревоугодии, неумении хозяйствовать столько наивности, доброты, чистосердечия, трогательной заботы друг о друге, что описание жизни и смерти стариков вызывает чувство умиления и жалости. Их недостатки по сравнению со всепоглощающей силой любви и неприятия зла кажутся смешными причудами. Не случайно Гоголь упоминает греческих Филемона и Бавкиду: в образах старосветских помещиков вырисовывается та идиллическая жизнь, по которой так скучал Гоголь в Петербурге. Конечно, Гоголь не был бы собой, если бы и эта история не была проникнута иронией. Но ирония его светла и добра.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

почта